Рамадан – это месяц духовного очищения, роста, облагораживания души. Одним из важных пунктов моральной подготовки к нему является налаживание отношений. Так как никто из нас не застрахован от конфликтов, ссор или возникновения разногласий, которые оседают в виде неприятных мыслей и чувств. Некоторые испытывают вражду к другим даже не на почве определенных событий, а просто, потому что они другие, непохожие, чужие.
Рамадан – это один из запретных месяцев, в которые запрещены войны и вражда. Это месяц отдохновения души от склок, разделяющих ее на части. Поэтому подготовкой к нему служит очищение от этого духовного засора, от злобы и вражды. Когда у Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, спросили о том, как они встречали Рамадан, он ответил: «Ни один из нас не имел смелости встречать этот месяц с каплей ненависти к своему брату по вере!» Отстранение от состояния конфликтов, избавление от негативных чувств и неприязни к другим является проявлением богобоязненности, признаком решительности соблюдать пост наилучшим образом и проявлением почтения к этому благословенному месяцу.
О достоинстве и вознаграждении людей, которые умеют налаживать отношения, сказано не в одном хадисе. В одном из них говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, больше всех из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев) и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере)» (ат-Тирмизи).
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самые любимые люди для Аллаха — это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим — эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, прийти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить иътикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд» (Ибн Абу-Дунья ат-Табарани).
Всевышний Аллах по Своей милости сблизил нас и сплотил наши сердца на единой вере, как сказано в Коране:
«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 10)
«Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 103)
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (сура «аль Имран»)
Различные виды поклонения взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Например, зависть и дурной нрав стирают благодеяния, намаз удерживает от мерзостей, искренние благодеяния стирают грехи, салават Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, удаляет грехи и т.д. В преддверии Рамадана многие готовы отказаться от еды и питья в течение дня, но не готовы пожертвовать силы на преодоление ненависти и вражды. И заблуждаются те, кто считает, что можно соблюдать полноценный пост, не избавившись от внутреннего разлада. В достоверном хадисе сказано: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: «Подождите с этими двумя, пока они не помирятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не помирятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не помирятся друг с другом!» (Муслим).
Возможно, не каждый может восстановить отношения со всеми, с кем у него были разногласия. Но всегда есть возможность внутренне очиститься от обид, сделав дуа за того, кого ты обидел, искренне пожелав ему тех благ, которых ты желал бы себе. Например, такое: «О Аллах, кого бы из верующих ни оскорбил я, сделай это для него средством приближения к Тебе в день воскресения».
От состояния наших сердец зависит качество поста. Если мы входим в Рамадан в состоянии вражды, неприязни или плохих мыслей о других, то есть, не очищая душу от них, то это отразится на вознаграждении за наше поклонение. Кто знает, может, обида или ссора, о которой мы забыли, удерживает наши благие дела от принятия. Поэтому Рамадан лучше начинать с прощения, очищения и восстановления мира в душе и мира с другими. Для того чтобы соблюсти месячный пост с чистой душой, свободным сердцем, светлыми намерениями и теплыми чувствами к другим – это такая же Сунна как и другие практики Рамадана…
Ася Гагиева