Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Русское слово «тщеславие», образованное сложением двух других слов «тщетный» и «слава» наиболее точно отражает суть этого понятия – «тщетная слава», стремление к ее обретению.
Тщеславие – социально-психологическое свойство личности, в котором выражается высокомерие, переоценка своих возможностей, стремление к почету и славе.
Следовательно, тщеславие, гордость, высокомерие, честолюбие – родственные качества, в равной мере губительные для души человека, так как наличие хотя бы одного из них открывает путь и другим.
Корни недуга
Прежде чем укрепиться как устойчивое свойство в характере человека, тщеславие впервые появляется как чувство.
Обычно это чувство – защитная реакция на неприятие со стороны значимых для человека людей. В детстве это родители, в подростковом возрасте – сверстники. Неприятие в виде отказа, отвержения, недостаточного внимания или симпатии с «интересующей» стороны воспринимается как угроза целостности и значимости собственной личности. И потому человек неосознанно пытается заполнить образовавшийся «внутренний пробел» любви и внимания достижением внешней славы, признания, похвалы.
В первый раз тщеславие появляется как деструктивный эмоциональный ответ на ситуацию, воспринятую как угроза самоценности личности. Повторяясь в похожих ситуациях, тщеславие закрепляется как черта характера. Сначала появляется как гость, затем становится членом семьи, а затем – домашним тираном.
Тщеславие – это попытка усмирить гнетущее бессознательное чувство неполноценности и прикрыть неискренность в уважении к себе. Поэтому я думаю, что тщеславие, скорее, порождение души раненой, нежели низкой и ничтожной, как утверждают некоторые.
Тщеславие в отношении к себе
Недуг тщеславия причиняет наибольшие страдания его носителю. В большинстве случаев эти страдания неосознаваемы, так как их источник для носителя кроется не в самом тщеславии как таковом, а в последствиях поступков, слов и мыслей, диктуемых им.
Обычный признак тщеславного человека – неадекватная самооценка: она завышена или занижена. С тех пор как он взял за критерий своей нужности мнение или отношение других лиц, имевших значимость в его глазах, он неосознанно мыслит себя только в рамках признания других людей.
Тщеславие заставляет человека, ценность жизни которого доказана уже одним фактом его появления и существования на земле, воспринимать себя как товар. А критерий его значимости – уровень популярности, количество и качество желающих его «приобрести». И пока эти глубинные убеждения не осознаются, они не подлежат ни критике, ни изменению.
Тщеславие в отношении других
К сожалению, тщеславие искажает не только адекватное самовосприятие, но также негативно влияет и не взаимоотношения с другими людьми.
Как гласит народная поговорка, каким видится человеку кусок хлеба, зависит от того, насколько он голоден. Чем более тщеславен человек, тем более завышены его притязания на признание, уважение и внимание со стороны других. Его ожидания (если то позволяет характер взаимоотношений) «труднооправдаемы» для других.
Ведь он видит в человеке не личность, а средство для удовлетворения собственной жажды мирской славы. Недополученная в ранние годы любовь и ласка теперь по капле в том или ином виде собираются с каждого, кто встретится на пути. Кто сколько может. С кого-то довольно улыбки, а от кого-то ожидается любовь до гроба и готовность самопожерствования. Но стоит еще отметить, что эти люди выбираются не случайно: для тщеславия важен только тот, кто может своим вниманием «почесать» чувство его собственной значимости. Получается, что воспринимая себя как товар, тщеславный человек и к другим испытывает потребительское отношение. Как писал Эрих Фромм: «Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет — он неудачник. Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями».
Тщеславие в делах
Абу Хурайра передал, что он слышал от Посланника Аллаха (мир ему) следующее: «Первым из людей в Судный день будут судить шахида. Его приведут и перечислят данные ему блага Аллаха. Он их признает. Аллах спросит: «Как ты с ними поступил?» Он ответит: «Я сражался ради Тебя и был убит». Аллах скажет: «Лжешь. Ты сражался, чтобы называться героем. И это было сказано». Затем отдадут распоряжение, его поволокут лицом по земле и бросят в Ад.
Следующим будет ученый, который выучился, обучал других и читал Коран. Его приведут и перечислят данные ему блага Аллаха. Он их признает. Аллах спросит: «Как ты с ними поступил?» Он ответит: «Я набирался знаний, обучал людей и читал Коран ради Тебя». Аллах скажет: «Лжешь. Ты набирался знаний, чтобы тебя называли ученым, и читал Коран, чтобы тебя называли кари [1] . И это было сказано». Затем отдадут распоряжение. Его поволокут лицом по земле и бросят в Ад [2].
Следующим будет человек, которому Всевышний даровал изобилие и наделил его богатством всякого рода. Его приведут и перечислят данные ему блага Аллаха. Он их признает. Аллах спросит: «Как ты с ними поступил?» Он ответит? «Я не упустил ни одного случая, чтобы не потратить ради Тебя средства на угодное Тебе дело». Аллах скажет: «Лжешь. Ты делал это для того, чтобы тебя называли щедрым. И это было сказано». Затем отдадут распоряжение. Его поволокут лицом по земле и бросят в Ад.
Хадис указывает на важность намерения человека. Недостаточно того, чтобы дело внешне выглядело благим и значимым. Великим любое дело становится благодаря намерению, с которым оно совершено. В одной из притч рассказывается, что однажды путник увидел трех человек, каждый из которых тащил по камню.
Он спросил их, что они делают.
Первый ответил: «Горбачусь»
Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб семье».
Третий ответил: «Строю храм».
Тщеславный человек совершает благие дела ради славы, ради признания другими. Если представить его четвертым героем этой притчи, он бы ответил: «Воздвигаю себе памятник».
Но в то время как некоторые из тщеславных возводят себе памятники и храмы, чтобы увековечить свое имя, другие жгут их также во имя своей славы. Так, например, был сожжен самый величественный, большой и изысканный храм древней Греции - храм Артемиды. Пойманный виновник на суде признался, что сделал это из тщеславных побуждений - чтобы обессмертить свое имя в веках.
Вредные «отростки» тщеславия
Тщеславие можно разделить на личностное (тщеславие как черта характера конкретной личности) и ситуативное (стремление к утверждению своей значимости в определенных ситуациях. При чем эти ситуации могут носить однотипный характер). Опаснее для верующего первый вид, но и наличие второго не утешительно. Потому что тщеславие - проявление неискренности, лицемерия.
Тщеславие заставляет человека «опубликовывать» свои добрые дела, «показушничать». Если даже человеку удается сдержать себя, то он втайне гордится тем, что делает, и ставит себя выше других.
Тщеславие способствует появлению зависти. Зависть проявляется по отношению к людям, более успешным в мирских делах. Обычно это люди, обладающие большим влиянием в обществе или достигшие больших успехов в какой-то конкретной сфере деятельности. Остальные его черты не учитываются.
Тщеславный человек раним и обидчив. Так как состояние его души зависит от отношения или мнения окружающих. Это также способствует возникновению беспокойства и тревожности.
Не все, о чем сказано выше, имеет место в душе тщеславного человека. Зависть, обидчивость, честолюбие (соперничество с другими), ранимость, беспокойство, потребительское отношение, лицемерие и другие «побочные эффекты», сопутствующие ему, проявляются понемногу и в разных пропорциях. Тщеславие не приходит одно. За ним следует отряд других порицаемых черт и явлений в душе верующего человека.
Профилактика и лечение тщеславия
Корень тщеславия верующего человека таится в неправильном вероубеждении, в недостатке знаний или их непонимании. Поэтому, чтобы излечиться, нужно начинать с исправления глубинных убеждений.
Все, что мы имеем, ниспослано Всевышним Аллахом, по Его милости, а не по нашим заслугам. Остается быть благодарными и использовать дары Аллаха в благих целях. Но тщеславный человек забывает об этом, неосознанно приписывая своему уму и проницательности то, что даровано ему щедростью Его создателя.
Всевышний Аллах говорит:
«О сын Адама! Данным Мною здоровьем ты в силах быть покорным Мне, и с Моей помощью ты исполняешь обязанности, которые Мною возложены на тебя; благодаря уделу, который Я определил для тебя, ты становишься способным слушаться Меня; благодаря Моей Воле ты желаешь то, что желаешь; по Моему Желанию ты хочешь то, что хочешь для себя; по Моей Милости ты встаешь, садишься, возвращаешься; под Моей Защитой ты находишься и утром, и вечером; по Моей Милости ты живешь в благоденствии и благодаря здоровью, дарованному тебе Мной, ты украшаешься. После всего этого ты забываешь обо Мне и вспоминаешь другого. Так почему же ты не выполняешь своих обязанностей предо Мной и не благодаришь Меня?»
В другом хадисе сказано:
«Нет преимущества одного над другим кроме как в богобоязненности» [3] Это единственное, в чем должны соревноваться между собой люди.
Контраргументами против тщеславия могут выступить следующие утверждения:
- все, что имеет человек (здоровье, почет, знания, жизнь и т.д.) даровано ему Аллахом. Наши блага – это милость Всевышнего, а не есть результат усилий. А наличие у кого бы то ни было большей доли не означает его преимущества над другими творениями;
- Всевышний Аллах близок и внимателен к каждому созданию. Уважение и ценность Его творений безусловны. Значимость каждого человека обусловлена его появлением на свет и его существованием и независима от оценки окружающими людьми;
- все люди равны перед Аллахом. Единственный же критерий их разделения – степень перед Всевышним. Но о ней может знать только Всевышний и поэтому брать за основу оценку людей – бессмысленно и иногда даже опасно.
[1] Кари – человек, который вслух читает Коран согласно правилам тажвида
[2] Муслим
[3] Ат-Табарани, хадис «хасан»
Ася Гагиева