Восхваления в адрес бедности и осуждение богатства может сформировать у некоторых мусульман и интересующихся исламом людей, что ислам придерживается «идеологии бедности». Подкреплением этого ошибочного вывода может стать и бедственное положение многих мусульман в бедных исламских странах. Однако ислам – это не религия, которая была ниспослана для восхваления страданий и быть хорошим мусульманином, конечно, не значит быть несчастным и лишенным мирских благ человеком.
Подобно тому, как есть хадисы о том, что «признак благочестивых», есть и те, в которых подчеркивается возможности и превосходство в богоугодных делах, доступных богатых людям. Например, зависть, которая по сути является неприятным чувством и осуждается в исламе (как повод для желания и причинения зла другим) согласно достоверному хадису дозволена (!) в отношении двух категорий людей.
Одна из этих категорий – это богатые люди, которые тратили свое состояние на угодные Всевышнему дела. От Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит на основании (этой мудрости) и передает ее (другим)» (Бухари, Муслим).
В другом хадисе сказано: «Благородно [достойно] стремитесь к мирским благам (уровням, степеням) [для становления самостоятельными, богатыми, сильными, влиятельными]. Поистине, каждому дается легко то, что предписано ему из земного [великолепия и разнообразия, из мирских возможностей, усердная реализация которых открывает перед ним земные и вечные перспективы]» (Ибн Маджа, аль-Хакима, ат-Табарани и аль-Байхакы)
Стремление к заработку и богатству, конечно, не должно увлекать человека настолько, чтобы он забывал о главной цели. Богатство в исламе скорее как звено или этап на пути к этой цели, но не самоцель. И все же безделье, безынициативность и паразитарный образ жизни в то время как у человека есть возможность добывать средства на свои нужды, также осуждаются нашей религией. Это не является ни поклонением, ни полезной мирской практикой. Рассказывают, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо группы людей из Йемена и спросил их: «Кто вы?», на что те ответили: «Мы – уповающие на Аллаха». После чего Умар сказал им: «Напротив, вы – пожирающие еду людей! Ведь уповающий сначала сеет семена в землю, а затем уповает на Аллаха» (рассказал Муавия ибн Курра, приведено Ибн Аби ад-Дунья)
В одной из книг имам аль-Газали также упоминал призыв Умара ибн аль-Хаттаба к заработку и благополучию: «Трудитесь, зарабатывайте, не ждите удела, не работая и говоря: «О Аллах, дай нам необходимые средства к существованию!» Поистине, вы все знаете, что Всевышний Аллах не прольет на вас дождя из золота или серебра (из денег)».
Продолжение следует...
Ася Гагиева