Лейлят уль-Кадр – это не только ночь ниспослания Корана, ночь, когда спускаются ангелы, ночь, отмеченная благословениями, но и традиционно это ночь особого поклонения. Но почему? Как связаны желательность поклонения и многочисленные достоинства Лейлят уль-Кадр?
Один из возможных ответов на это можно найти в объяснении (тафсире) первого отрывка из Суры ад-Духан:
"Ха. Мим.
Клянусь Ясным Писанием!
Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем.
В нее решаются все мудрые дела
по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания
по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего" (44:1-6).
Этот отрывок говорит о Лейлят уль-Кадр – о ночи, в течение которой решаются судьбы людей на предстоящий год. Знаменитый комментатор Абу'л-Тана аль-Алуси (ум. 1270 н. / 1854 г. н. Э.) в своем тафсире отмечает, что когда Всевышний говорит: «В ту ночь издается каждый указ хакима», одно из значений слова «хаким» - мухам (решающий), что говорит о том, что «этот указ не может быть изменен после его издания».
Если человек поразмышляет обо всех вещах, которые потенциально могут произойти с ним в наступающем году, он будет испытывать огромную надежду и/или страх. Возможно, в наступающем году с ним случится (упаси Всевышний) несчастье вроде потери близкого человека или тяжелая болзень, большой конфликт или потеря имущества.
Или напротив, возможно, в наступающем году он испытает большую радость в виде близости со своей семьей, достижения в карьере, счастья в браке, решения старых проблем, возникновение новых дружеских отношений и расцвет сил. Когда человек размышляет об этом, он или она понимает, что Лейлят уль-Кадр предоставляет прекрасную возможность помолиться за реализацию своих лучших намерений и предотвращение худших ожиданий. Это ночь, когда ежегодные судьбоносные указания закрепляются. В некотором смысле, это та ночь, когда чья-то судьба «скачивается» с небес.
Точно так же, как человек, ожидающий решения судьи в зале суда, молится наиболее усердно в тот момент, когда это решение определяется, Лейлят уль-Кадр также может быть последней возможностью изменить свою судьбу (такдир) к лучшему.
Мухаддис Ибн Хаджар аль-Аскалани (ум. 854 H) отмечает разницу между условным указом (аль-Када аль-Муаллак), который Всевышний дает ангелам, и безусловным указом (аль-Кадаль аль-Мубрам). «Запись судьбы», которой обладают ангелы, может быть изменена, поскольку в Коране говорится, что «Бог стирает и подтверждает то, что Он хочет» (13:39), а Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ничто не изменяет судьбу, кроме мольбы».
Тем не менее то, что записано в Хранимой Скрижали, неизменно. Таким образом, человек, молящийся в Лейлят уль-Кадр, может достичь того, что его записи, ниспосланные ангелам, изменятся до того, как они повлияют на судьбу в предстоящий год. Дуа в эту ночь обладает величайшей силой менять судьбу, поэтому эта ночь – и ночь власти, и ночь новых судьбоносных решений.
Существует также особая связь между этой ночью и испрашиванием прощения у Всевышнего. Дуа, которое рекомендуется читать в эту ночь, следующее:
О, Аллах! Ты - Самый Прощающий, и ты любишь прощать. Так прости меня.
Пророк велел нам обращаться к Аллаху, используя Его имя Аль-Афуг (Самый прощающий), и это имеет особую связь с Кадаром (предопределением). Лингвистическое значение этого Божественного Имени объясняется тем, что корень ‘afuw (прощение) в лингвистическом смысле означает стирание (al-mahuw) и стирание (al-tams).
Таким образом, наши молитвы Аллаху в эту ночь явно связаны с призывом к Нему избавить нас от последствий наших дурных проступков. В Коране говорится, что «афув» Аллаха защищает нас от наказания за наши проступки:
«И все, что поражает вас из бедствий (Museebah), это из-за того, что приобрели ваши руки, хотя Он прощает (ya'fuw) вам многое» (42:30).
Таким образом, решения в Лейлят уль-Кадр могут включать бедствия (наказание), которые являются последствиями наших грехов, и в эту ночь у нас есть исключительная возможность призвать прощение Аль-Афува, чтобы стереть эти грехи и освободиться от их зла на будущий год. И усердие в эту ночь определяется наверняка не только религиозностью, но и стремлением к лучшей жизни, заботой о своем благополучии здесь и в мире ином.
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте:
Последние десять дней Рамадана – возможность достичь Рая
Как не пропустить Ночь Предопределения? 5 признаков Лейлят уль-кадр
Еще не поздно... 5 советов как сделать уходящий Рамадан самым лучшим