С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Агрессия, угрюмость, неприятие и другие отталкивающие черты – к сожалению, чужды не всем мусульманам. Многие, стремясь к религиозности, преуспевают в религиозной практике (пост, молитвы, чтение Корана, дуа и другие формы поклонения), но не брезгуют тем, чтобы обижать, обделять и проявлять неуважение к другим. Для некоторых религиозность заключается в том, чтобы порицать всех вокруг, напоминая об их недостатках и заблуждениях, вместо того чтобы, например, тайно сделать за них и за себя дуа, как это сделал бы искренний мусульманин. В общем, мы часто оставляем за бортом нашего внимания и работы такую важную форму поклонения как воспитание благонравия.
Однажды у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха! Что есть несчастье?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Дурной нрав». Бывают «событийные» несчастья – потеря близких, провал дела, проигрыш и т.п. Боль, причиненная ими, через какое-то время проходит или утихает. Но дурной нрав – это рана, которая кровоточит каждый день, и она не заживает, пока человек не исправится. Понять, насколько ты страдал от собственного дурного нрава, можно только исправившись и ощутив радость и свободу благонравия. Аль-Фудайль спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Такая-то постится днем, а ночи проводит в поклонении, но обладает дурным нравом и своим языком вредит соседям». На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет в ней блага, и она попадет в Огонь».
Религиозность заключается как в религиозной практике, так и в доброте характера, в милосердии и любви к другим, которые помогают верующему жить среди людей. Многие убеждены, что их дурной нрав – следствие дурных поступков окружающих, они утешаются иллюзией, что если бы они жили среди «настоящих верующих», то вели бы себя лучше. Но это самообман. Нрав Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был так красив и приятен, что сердца неверующих, оказавшихся рядом с ним на некоторое время, таяли от его мудрых речей и доброты души. Благородство, честность, щедрость и другие качества, присущие искренним мусульманам, были одним из важных путей, по которому Ислам постепенно проникал в мир. Они усердствовали в воспитании своего нрава также, как усердствовали в освоении своей религии и внедрении ее в свою жизнь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах избрал эту религию для Себя, и недостойно вашей религии ничто, кроме щедрости и благонравия, так украшайте же ими вашу религию!»
Благой нрав заключается в умении общаться с людьми, понимать их, сглаживать конфликты, верить в их лучшие черты и смотреть на их несовершенство сквозь пальцы, и все это – не оставляя мусульманского обычая призыва к добру и порицания запретного. Но призывая мягко и с верой, что этот человек может не только исправиться, но даже быть по степени перед Всевышним выше тебя самого. В одном из хадисов говорится, что однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «В чем заключается любезность?» Он ответил: «В приятности речей, дружелюбном выражении лица. И тот, кто встречает людей с благом и хорошо с ними обходится, приятен в общении и людям нравится быть рядом с ним».
Благой нрав – это дар, которым обладает не каждый мусульманин. Усама ибн Шарик сказал, что видел, как однажды бедуины спросили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Что есть лучшее из данного рабу?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Благой нрав».
Известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам просил в своих молитвах о том, чтобы Всевышний улучшил его нрав. Например, в хадисе переданном Муслимом, сказано, что он, да благословит его Аллах и приветствует, читал такую мольбу: «О Аллах! Веди меня к благому нраву, ибо не приводит к нему никто, кроме Тебя, и отдали от меня дурной нрав, ибо не отдаляет от меня дурной нрав никто, кроме Тебя!» Также от Саида аль-Худри передают: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так обращался к Аллаху в своей молитве: «О Аллах! Улучши мой нрав так же, как Ты улучшил мой внешний вид!»
Аль-газали привел в своей книге такие слова: «Когда Всевышний Аллах создал веру, та сказала: «Укрепи меня!» И Он укрепил ее благонравием и щедростью. А когда Аллах создал неверие, оно сказало6 «О Аллах! Укрепи меня!» И Он укрепил его жадностью и дурным нравом. Благонравие – это особая форма щедрости. Это щедрость на прощение, на милость, на улыбки и приятие, на понимание и сочувствие, на доброту и снисходительность. Благой нрав подобен множественному мостику, который человек прокладывает к творениям Всевышнего. Отказываясь от его строительства или прокладывая такой, на котором окружающих ждет множество опасностей в виде гнева, недоброжелательности или неуважения, мы закрываем для себя дорогу к милости Аллаха. Поэтому нам нельзя недооценивать значимость доброго, приятного характера как неотъемлемой части нашего сердца и в целом нашей веры.
Ася Гагиева