С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Некоторые мусульмане в стремлении к совершенству в вере начинают истязать себя чрезмерностью и излишней строгостью в поклонении. В основе такого усердия лежит убеждение, что только постоянное поклонение и совершенство дел могут спасти человека и ввести его в Рай. Такие намерения с одной стороны похвальны, если бы не их последствия. По наблюдениям, такое поведение часто приводит к срывам – человек, проводивший долгое время в воздержании, в какой-то момент «срывается» и погружается во все грехи, от которых берег себя.
Иногда чрезмерность в каком-либо одном вопросе «компенсируется» распущенностью в другом. Стоит также отметить, что постоянное напряжение и осторожность, в котором находятся такие люди, отражаются на их отношениях и психическом состоянии. Они чаще всего чувствуют себя подавленно, пребывают в унынии, их нетерпеливость отталкивает окружающих. Поэтому было бы уместно разъяснить данный вопрос в свете наставлений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, (многие) кто был до вас, погибли именно из-за этого» (от Ибн Аббаса) В другой версии говорится: «Погибнут (иссохнут духовно, душевно, психологически) те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Он, да благословит его Аллах и приветствует, повторил эти слова трижды.
Ислам толерантен. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не требовал от сподвижников и последователей истощения, самоистязания. Когда человек приходил с желанием принять Ислам, он давал ему легкие и простые наставления. Например, наставление о единобожии, соблюдении 5 столпов Ислама. Он порицал тех, кто ущемлял свое тело, обделял своих подопечных в правах по причине религиозного усердия. Ведь когда человеку без надобности усложняют религиозную практику, «обкладывают» запретами вокруг, это скорее вызывает отторжение, чем желание им следовать. Как сказано в одном из хадисов: «Поистине, эта религия легка. Но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его» (Бухари)
Сообщается, что Ханзаля аль-Усаййиди, который был одним из писцов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды меня встретил Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который спросил: «Как поживаешь, о Ханзаля?» (В ответ ему) я сказал: «Ханзаля стал лицемером!» Он воскликнул: «Преславен Аллах! Что ты говоришь?!» Я сказал: «Когда мы бываем у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающему нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!» Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!», — (после чего) мы с Абу Бакром пошли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я сказал (ему): «Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!» Он спросил: «В чём же это (выражается)?» Я сказал: «О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!».
(Выслушав меня,) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки(, где бы вы ни были — ) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время», — повторив (эти слова) трижды». (Муслим) Всевышний одобрил для человека создание семьи, мирской труд, производство, халяльную торговлю, зарабатывание денег, поддержание хороших отношений с другими, встречи и многое другое, что на первый взгляд не имеет прямого отношения к поклонению. Но все это нельзя игнорировать. Всему свое время – и мирским делам, и поклонению, и дому, и мечети, и труду, и отдыху. Всевышний разнообразил нашу жизнь различными сферами деятельности и все в ней может быть поклонением, если это делается на благо и с именем (и с верой в) Аллаха.
Читали ли вы когда-либо о Рае? Слышали ли о его прелестях, которые трудно даже вообразить и которые не годятся ни в какое сравнение с удовольствиями мирской жизни? Неужели мы настолько самонадеянны, что может думать, что можно заслужить даже запах Рая? Невозможно. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается следующее: «(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Приближайтесь, и придерживайтесь правильного и знайте, что никто из вас не спасётся благодаря (одним лишь) делам своим» (Люди) спросили: «И даже ты, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою». (Муслим) Это не значит, что делать добрые дела бессмысленно, но значит, что не стоит обольщаться своими делами, так как последнее слово – за Всевышним. И Его милость лучшая награда за наши труды.
Как бы старательно человек себя не наставлял (в уме), настрой его сердца не может оставаться неизменным. «Сердце» на арабском звучит как «кальб». И оно так названо по причине его изменчивости («такъаллюб»). «И поистине, сердце подобно пёрышку в пустыне, которое зацепилось за основу дерева, а ветер переворачивает его с одной стороны на другую» Также передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет ни одного сердца, которое не закрывалось бы облаком подобно облаку, закрывающему луну, когда она сияет, и так, что внезапно становится темно, но когда оно (облако) уходит, она сияет вновь» (От Абу Наима)
Всевышний создал человеческое сердце изменяющимся. Сейчас оно в одном состоянии, через некоторое время – может быть в другом, противоположном. Эту особенность нужно учитывать, чтобы не требовать от себя и других постоянства, которое противоречит сущности человека. Намерения меняются, но это опять же не означает, что можно отнестись безответственно к своим обязательствам. Это лишь значит, что нужно быть более мягкими и снисходительными как к себе, так и другим. Ведь «тот, кто милует, будет помилован».
Все вышесказанное подводит к тому, что рамки религии гораздо шире наших представлений о ней. Мы знаем достоверные истории, в которых говорится о праведниках, ставших обитателями Огня, и о грешниках, ставших обитателями Рая. И также из многих хадисов мы знаем, что милость Аллаха открывается не только тем, кто умирает на поле битвы или постоянно пребывает в молитвах. Есть люди, которых Всевышний Аллах помиловал за один добрый искренний поступок! Например, история прелюбодея, прощенного за его милость к собаке. Поэтому нельзя требовать от себя и окружающих невозможного, того, что сломает личность, от чего он впадет в уныние и отвергнет религию по причине ее сложности. Наша религия легка. И милость Аллаха безгранична. Только мы к себе порой несправедливы…
Ася Гагиева