С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Иногда мы встречаемся с событиями или вещами, смысл которых нам непонятен. Но это не значит, что смысла в них нет. Всевышний делает то, что пожелает, и по тем причинам, которые могут быть для нас неочевидными, скрытыми. Но мусульманин принимает этот факт не на основе слепой веры или автоматизма, а вследствие глубокой связи с Ним и доверия Ему. Один из путей к этому – размышление и понимание Его прекрасных имен. Благодаря им мы имеем возможность познания Всевышнего, восхваления и поклонения Ему. Мы также становимся ближе к пониманию, почему божественная мудрость выше нашего понимания справедливости.
Имена «аль Хаким» («Мудрый») и «аль Хакам» («Судья») обозначают, что мудрость Аллаха охватывает все Его творения, приказы и решения. Он – Единый творец, и только Ему известно, что является наилучшим для Своих творений. Он судит по справедливости и ни в чем не ущемляет ни одно из Своих созданий. Он мудр во всех решениях. К этим выводам человек приходит постепенно, с увеличением веры, убежденности.
Вспомним, к примеру, историю раба Аллаха (Хидыра), упомянутую в Коране. Муса, мир ему, попросил его обучить его знанию, но тот проявил сомнение в терпеливости Мусы, сказав: «Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?» Но все же не отказал ему. Они двинулись в путь, и Хидыр совершил несколько поступков, которые Муса, мир ему, посчитал предосудительными. Он повредил корабль, на котором они плыли; убил мальчика, которого они встретили; выпрямил стену жителей, которые отказали им в приеме. Муса, мир ему, не выдержал испытания, потому что каждый раз осуждал его. По причине его нетерпеливости им пришлось расстаться. Но перед расставанием Хидыр объяснил смысл всех этих поступков:
«Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все неповрежденные корабли.
Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия.
Мы захотели, чтобы Господь их даровал им вместо него того, кто будет чище и милосерднее к своим близким.
Что же касается стены, то она принадлежит двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находится их клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению. Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (сура «аль Кахф», «Пещера», аяты 79-82).
Каждый из этих поступков, несмотря на их внешнюю неприглядность, заключал в себе благо и мудрость Всевышнего. Но мы не способны это уловить в тот же момент. Иногда нужно время и душевные перемены, чтобы понять, что Всевышний тем или иным событием не желал унизить или причинить боль, а проявил тем самым милость и справедливость.
Таковы, к примеру, религиозные запреты и предписания. Их пользу для физического, эмоционального и духовного здоровья человека наука стала открывать только в последнее столетие. Общий смысл их таков, что то, что запрещено, по сути является вредным для человека. И чем строже запрет – тем больше вреда этот поступок причиняет. А то, что предписано и одобрено, – это то, что делает человека здоровее, счастливее, сильнее.
Или испытания. Люди не вкусили бы радость многих побед и не совершили бы достижений, если б не трудности и проблемы, которые вдохновляли их. Несмотря на их горечь, они положительно воздействуют на мировоззрение, силу духа и веру. Никто не «возвращается» после испытания таким, каким он был до него – а становится более терпеливым, спокойным, сильным, отзывчивым. При условии, что испытание пройдено достойно. Только тогда они закаляют характер, смягчают сердца и увеличивают веру.
Как сказал Хидыр Мусе, мир ему: «Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?» (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 68). Нам не хватает знаний, которые раскрыли бы нам все стороны и суть вещей. Но горечь ограниченного опыта можно компенсировать силой терпения – глубокой веры, убежденности, что за каждым (приятным и неприятным) событием стоит мудрость и справедливость Аллаха, которые нам могут быть недоступны, непонятны. Это понимание не приходит сразу, а раскрывается постепенно – с верой и терпением. И знанием, что все происходит по воле Всевышнего, что Он делает то, что делает, из милости и доброты к нам, и что в конце концов даже самые неприятные события приводят к благоприятному исходу… Может, это и не исключает всей боли, но определенно помогает объективно смотреть на происходящее, видеть картину целиком. А это значит, что наряду с горечью испытания мы начинаем осознавать милость Того, Кто нам это испытание ниспослал…
Ася Гагиева