Люди, которых Аллах обещал возвысить над другими

Всевышний возвышает, кого пожелает. В Коране Он указал на те качества, которыми обладают те, кого Он возвышает. Какие это качества и как стать их обладателем?

Первое качество, указанное в Коране - это вера.

В суре «аль-Муджадила» («Препирающаяся») говорится:

«О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь шире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «аль- Муджадила », аят 11).

Однако можно ошибиться в понимании этих качеств, если не учитывать некоторых аспектов. Веру в данном случае нельзя путать с религиозностью или утверждениями самого человека.

В суре «аль-Бакара» («Корова») сказано:

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие» (сура «аль-Бакара», аят 8).

Как говорится в толковании, это касается тех людей, которые подобно лицемерам, «ведут себя как мусульмане, хотя в душе остаются неверующими. Следует знать, что под лицемерием подразумевается показное благочестие, за которым скрывается зло и нечестие.

Это определение распространяется не только на лицемерие в воззрениях, но и на лицемерие в поступках, о котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемера выдают три качества: если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его».

В другой версии хадиса говорится:

«Истинным лицемером является тот, кто объединил в себе следующие четыре качества: если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его; если он рассказывает о чем-нибудь, то лжет; если он заключает с кем-нибудь договор, то поступает вероломно; если же он препирается, то ведет себя непристойно». Что же касается лицемерия в воззрениях, то оно выводит человека из лона Ислама. 

6 признаков одного из страшнейших грехов  > >

Люди часто путают веру с религиозностью, забывая, что вера является глубоко интимным качеством, «внутренним», вплетенным или связанным с другими убеждениями и поступками человека. Религиозность может быть как проявлением веры, так и просто показной маской, за которой скрывается намерение привлечь сторонников, завоевать доверие верующих, представить себя в лучшем качестве.

Вряд ли последние относятся к числу тех людей, которые заслуживают возвышения, о котором говорится в аяте.

Религия для тебя или ты для религии? > >

Второе качество, указанное в нем, — это знание.

Со знанием так же легко перепутать то, что им не является. Например, убеждения. Как говорил имам аль-Газали в 11 веке:

«Привычка путать знания с убеждениями – эпидемическое заболевание нашего времени».

Спустя 10 веков, это высказывание остается актуальным. Убеждение основано на домыслах, верованиях, предположениях. Знание – то, что основано на фактах, ясных знамениях.

Когда первое путают со вторым, человек может прийти к заблуждению, в котором он будет не только принимать ложь за правду, добро за зло и наоборот, но и совершать злодеяния, считая их добродетелью:

«За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: «Наши сердца покрыты завесой (или переполнены знаниями)». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна (или лишь немногие из них являются верующими)» (сура «ан-Ниса», аят 155).

Людям свойственно скорее объединяться на общих убеждениях, чем на знании. И чаще принимать за добро то, что считается добром у «соплеменников», а не то, что им по сути является.

Также и с дурными поступками. Не всегда критическое мышление и анализ приводят нас к пониманию того, что тот или иной поступок являются дурным, а только следование общепринятым определениям «добра и зла».

"А что скажут люди?" Как научиться не зависеть от мнения окружающих  > >

Таким образом, два «возвышающих» качества – это вера и знание. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не просто признание себя верующим и следование «общепринятому знанию», а глубокая работа над собой и честный поиск истины.

И то, и другое требует от человека самоотверженности, смелости и трудолюбия. И по мере продвижения к этим целям верующий наверняка будет чувствовать «возвышение» в улучшении нрава, расширение кругозора, «раскрытие груди» в хорошем самочувствии и добром и милосердном отношении к творениям Всевышнего.

Возможно, возвышение степени, таким образом, непременно связано с возвышением внутренним, духовным. А Творцу известно об этом лучше.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle