Абу Зайд аль-Балхи был ученым 9 века. В его трудах были освещены темы из таких областей как теология, медицина, философия, политика, поэзия, этика, социология, грамматика, литература, астрономия.
Балхи родился в 849 году н.э. в персидской деревне Шамиситиян, в провинции Балх, от которой он и взял свое имя. В настоящее время эта провинция является частью Афганистана. Аль Балхи написал 60 книг и рукописей. К сожалению, большинство его трудов утеряно. Но из тех работ, которые сохранились, самым известным трудом является работа «Пища для тела и души» (Масалих аль Абдан ва аль Анфус).
В этой монументальной рукописи автор сначала говорит о физическом здоровье, а затем углубляется в область души. В контексте современности можно сказать, что вторая часть посвящена вопросам психологии и психиатрии. И этот раздел вызывает большой интерес в современном мире, в первую очередь – по причине проницательности автора в области психологии.
Основные идеи аль-Балхи
· Одной из главных идей Балхи было «нормализовать» психологические проблемы, оградив их от стыда и порицания, которыми обычно реагировали на них в то время. Долгое время, а порой по сей день психологические проблемы воспринимаются как признак слабой веры или как наказание Всевышнего за грехи. Современная психология «нормализует» их, так же как это делал Балхи в своих трудах тысячелетие назад.
· Современная психология часто указывает на тесную взаимосвязь тела и духа. Долгое время они рассматривались отдельно, пока Фрейд не доказал обратное. В своем труде Балхи также утверждает о взаимосвязи тела и души: «Когда тело одолевает болезнь, это препятствует образованию (и другим умственным занятиям), и мешает человеку вести привычный образ жизни. Когда болеет душа, это влияет на тело, оно теряет способность к наслаждению, жизнь ощущается (человеком) как беспокойная и тревожная».
· Балхи утверждал о существовании психосоматических заболеваний: «Боль души может привести к болезням тела». Эти идеи позже были освещены в трудах персидского физиолога Хали Аббаса.
· Наиболее впечатляющей частью его работ был предложенный им метод «когнитивной терапии». На протяжении всего текста он говорит о пользе «лечебных разговоров», направленных на изменение мыслей или убеждений человека, а следовательно, и его поведения.
Он говорил о важности «мягкого приободряющего разговора, который может вернуть щепотку счастья» человеку. Более того, он применял и музыкотерапию, и другие методы, помогающие облегчить состояние человека. В числе его методов были и аффирмации – когда человек сам себе говорит приободряющие слова и настраивает себя на хорошее.
· О депрессии знали и писали задолго до Балхи греческие философы и ученые. Но что отличает Балхи, так это то, что он, судя по всему, был первым, кто провел различие между депрессией ситуативной (вызванной внешними причинами) и депрессией органической (вызванной внутренними факторами).
Описание навязчивой компульсивности в его трудах также согласуется с описанием, данным в Диагностическом и статическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-V). В последнем навязчивая компульсивность описана как «периодические и постоянные мысли, побуждения, импульсы, навязчивые и нежелательные, которые у большинства людей вызывают заметное беспокойство или дистресс».
Читаем описание Балхи: «Раздражающие мысли, которые не реальны. Эти мысли мешают наслаждаться жизнью и выполнять повседневные дела. Они влияют на концентрацию и мешают выполнять разные задачи».
Согласно труду Балхи, эти мысли вызывают страх перед воображаемой опасностью. Человек старается их игнорировать или подавить, и не всегда успешно. Каждый раз, когда он пытается проигнорировать и заняться своими делами, беспокоящие его мысли «взмывают вверх, чтобы контролировать его ум».
Балхи, судя по его трудам, опережал свое время на тысячелетие. Вместе с различением типов депрессий, утверждением о наследственности навязчивых мыслей, он был довольно проницательным ученым-психологом. Отстранившись от приписывания различных психологических трудностей к слабости веры, одержимости джиннами или влиянию шайтана, он все же закрывал глаза на невидимый мир.
Он из тех редких ученых, который смог соблюсти баланс между духовным и материальным, между религией и «светскими» науками. Это та золотая середина, которую трудно соблюсти даже современным ученым.
Ася Гагиева
Подробнее по этой теме читайте: