С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Знай: то, что миновало тебя, и не должно было с тобой
случиться, а то, что случилось с тобой, и не должно было
тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения,
находки без потери, облегчения без трудностей»
Терпение непопулярно. Не только потому что его тяжело воспитывать, но еще и потому что оно чаще всего воспринимается как признак слабости, недееспособности. Большинство людей видят мир в «красках крайностей»: черный или белый, пан или пропан, если не на вершине, то в яме. И неудивительно, что необходимость терпения в подобной дилемме представляется как признак конца, признак поражения.
Но, к счастью, жизнь гораздо богаче наших представлений о ней. И если к победе нет прямых и легких путей, то можно найти другие, обходные. Но эти дороги нелегки. Часто это – пути лишений, трудностей, испытания веры и силы воли. Это пути, идя по которым, человек как будто тестируется: достаточно ли у него желания достичь цели, одержать победу? Если сила его воли больше, чем сила препятствий, значит, достаточно.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и более угоден Аллаху, чем слабый верующий, но в каждом из них есть нечто благое. Будь упорным во всем, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то» Скажи лишь: «Так предопределил Аллах! Он поступает так, как ему угодно», - поскольку «если бы» открывает возможность для козней сатаны».
Этот хадис в полном смысле можно назвать кодексом победителя. Быть настойчивым, использовать максимум возможностей на пути благого, не переживать о прошлом, быть смиренным с волей Всевышнего и терпеливым на пути к цели. Ярким примером подобной терпеливости и воли к победе и успеху является страница из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его дела – становления Ислама.
Речь идет о Худайбийском перемирии.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, намеревался совершить умрув Мекку, занятую язычниками. Узнав об этом, курайшиты решили противостоять этому. Курайшиты перекрыли мусульманам дороги, ведущие к Мекке. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решив избежать конфликта, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, чего бы они не потребовали от меня, я дам им это, если только они не потребуют нарушения запретов Аллаха!».
Он выступил с инициативой заключить перемирие с язычниками, утверждая, что пришел не ради войны, а для совершений умры. Однако условия, на которые были согласны язычники, были на первый взгляд унизительными для мусульман. Было сказано, что:
• в этом году умра мусульман «отменяется» и они уходят из Мекки, чтобы на следующий год войти в нее только на три дня;
• военные действия между язычниками и мусульманами прекращаются на период десяти лет;
• никто не препятствует тому, кто хочет перейти на сторону Мухаммада, и никто не препятствует тому человеку, который хочет быть на стороне курайшитов. И любое племя, присоединившееся к какой-либо стороне, считается его составным племенем и недопустимы нападки против него;
• того, кто придет к Мухаммаду без разрешения своих родителей или господина, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, возвращает назад. Но того, кто сбежал от мусульман к курайшитам, не возвращают обратно.
Более того, Сухайль ибн Амр, представитель курайшитов при заключении договора, отказался начинать его словами «С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого», а вместо этого написали только «С именем Твоим, о Аллах». Также Сухайль отказался писать слова «Мухаммад, Посланник Аллаха», поскольку он и его товарищи отрицали посланническую миссию Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Вместо этого написали «Мухаммад, сын Абдуллаха».
Мусульмане тогда восприняли условия этого договора как поражение - унижение их религии и самого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, даже отказался стереть слова «Посланник Аллаха», так что это сделал сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А Умар, да будет доволен им Аллах, не удовлетворившись ни объяснением Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни призывом Абу Бакра к терпению, успокоился только после того, как Всевышний Аллах ниспослал аят «Поистине, Мы даровали тебе явную победу…»
Казалось бы, этот договор был унижением и проявлением слабости, но дело обернулось стратегической победой мусульман. А именно – с подписанием этого договора было облегчено распространение Ислама и религию Аллаха люди стали принимать толпами...
Даосские мудрецы говорят: «Иногда чтобы достичь цели, нужно от нее отвернуться». А психологи-экзистенциалисты утверждают: «Самый короткий путь к цели – не прямой». Многие люди строят в уме модель: «Цель – достижение», в то время как реальность вклинивает в эту схему другие компоненты, такие как терпение, труд, а иногда даже терпеливое ожидание. Порой нужно сделать шаг назад, чтобы сделать три шага вперед.
Нам нужно видеть в трудностях не преграду, а необычную ступеньку к победе, а в терпении – не слабость, а тихую уверенность и неуклонное стремление к победе. Только так победы будут иметь весомую цену и доставлять моральное удовлетворение.
Ася Гагиева