С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Как справляться с гордыней» - это один из самых частых вопросов, который мне задают. Подобные вопросы вызывают сочувствие. Потому что я понимаю, как много страданий причиняет гордыня (высокомерие) в первую очередь своему «пользователю». Но прежде чем говорить о «рецепте избавления», стоит определиться, что мы подразумеваем под гордыней. В одном из хадисов «высокомерие» определяется как «неприятие истины», в другом – как «презрение к другим людям». И то, и другое имеют место быть. Гордыня подобна смеси нескольких ядов: это и неадекватное чувство собственной грандиозности, и презрение к другим, и вспышки стыда и ярости, сменяющиеся ощущением собственной униженности.
В оправдание тех, кто осознает свой «недуг» и стремится избавиться от него, следует сказать, что это довольно распространенное в наш век явление. Просто то, что в миру называют высокомерием или гордыней, специалисты нарекли нарциссизмом. Нарциссизму присущи следующие симптомы:
• человек считает, что он лучше, чем другие;
• фантазирует о власти, успехе и привлекательности;
• преувеличивает свои достижения или таланты;
• ожидает постоянную похвалу и восхищение;
• полагает, что он особенный, ведет себя соответственно;
• не признает эмоции и чувства других людей;
• ожидает, что все последуют за его идеями и планами;
• использует других;
• выражает презрение к тем, кто в чем-то ему уступает;
• ревнует других;
• считает, что другие завидуют ему;
• имеет проблемы с поддержанием здоровых отношений;
• ставит нереальные цели;
• раним и слаб к критике;
• имеет хрупкую самооценку;
• воспринимается другими как жестко настроенная или бесстрастная личность.
Как можно справиться с нарциссизмом? Я думаю, что поверхностные методы, такие как подавление своего Я, идеализация других людей или принижение своего достоинства малоэффективны. Нужно начинать работу с корней.
А что обычно является причиной нарциссизма, горделивости? Как правило, гордыня – это обратная сторона унижения, испытанного человеком. В данном случае человек, пытаясь психологически защититься от боли унижения, впал в другую крайность – высокомерие. Другой вариант – чрезмерное восхваление, неадекватно высокая оценка и сравнивание с другими, типа «Ты лучше всех», «Они не могут как ты», «Ты сделал лучше, чем этот» и т.д. Это опять же формирует такую позицию, при которой человек считает себя «хорошим», а других – недостойными, ущербными или плохими.
В первом случае надо работать над «вдавленной самооценкой», осознанием своей безусловной ценности, достоинства, не зависящего от обстоятельств. Во втором – над тем, чтобы «поверить в других», видеть их плюсы, сильные стороны. Нужно признать, что это довольно поверхностные рекомендации, но они могут быть полезны в понимании причин высокомерия и ориентиров работы над избавлением от него.
Есть также понятие здорового нарциссизма, который не относится к высокомерию, гордыне. Здоровый нарциссизм проявляется в реалистичной самооценке, адекватной эмоциональности, знании своих сильных сторон, принятии своих минусов. Главный признак отсутствия высокомерия – это отношения на равных, когда ты относишься к другим как к равным себе, воспринимая и себя и других с позиции «окейности». Очень ценным в этом отношении является модель поведения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Несмотря на почет, оказанный ему Всевышним, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не любил, чтобы перед ним вставали, был прост и скромен как с правителями, так и с рабами, детьми, женщинами. Однажды, когда он задел одного из воинов и тот потребовал, чтобы ему позволили ударить в ответ, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказав ни одного возмущенного слова, отдал палку и даже поднял рубашку.
Таким образом, основываясь и на Сунне, и на знаниях в области психологии, можно сказать, что лекарством от высокомерия являются уважение к себе и другим. Когда ты уважаешь других не меньше, чем себя, когда ты желаешь другим того же, что и себе, когда ты не делаешь в отношении других того, что тебе не понравилось бы в отношении самого себя. И так как в хадисе сказано, что высокомерие – это неприятие истины, можно добавить, что смирение – это противоположность высокомерию. То есть принятие с миром реальности такой, какая она есть, людей – такими, какие они есть и жизни – такой, какая она есть.
Если же этот «рецепт» звучит непонятно, рекомендации – «туманными», то тогда можно искренне, с надеждой обратиться к Всевышнему с дуа, с которым обращался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, такое: «Прибегаю к Аллаху от шайтана: от высокомерия, которое он внушает, от его зловонного дыхания и слюны (имеются ввиду чары шайтана.) и от его наущений, приводящих к безумию».
Пусть Всевышний исцелит наши сердца и дарует нам благонравие и высоконравственность!
Ася Гагиева