Иногда человек, совершая грехи и пребывая в заблуждении, теряет надежду на прощение и возвращение на праведный путь. Это может ввергнуть его в отчаяние, которое лишит его и сил и даже самых слабых надежд.
Подобное отчаяние – признак обесценивания милости Всевышнего и тех шансов, которые Он дает человеку даже при его минимальном желании спастись. Ведь, как Он сообщил в Коране: «…а милость Моя объемлет собой все…» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 156) Так как не потерять надежду на прощение? Как поддержать себя в моменты отчаяния? В этом поможет поминание некоторых аятов Корана…
1. «Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (сура «ат-Таляк», «Развод», аят 7).
Никто не проходит испытаний, которые ему не по силам. Если с человеком что-то случилось, значит его ресурсов достаточно, чтобы пережить и справиться с этой тяготой достойной. Но помимо того, что Всевышний не обрушивает на раба того, что выше его способностей, Он также и создает облегчение после трудностей.
Об этом также повторено в других аятах: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждый тягостью наступает облегчение» (сура «аш-Шарх», «Раскрытие», аяты 5-6)
2. Всевышний может простить все грехи, совершенные человеком.
Это аят, в который трудно поверить человеку, который был несправедлив к себе, к другим, который проявлял невежество и безразличие, забыл о богобоязненности и ответственности. Но милость Аллаха шире и объемней наших представлений, человек не может охватить широту и глубину милости Творца.
Однако Всевышний Аллах в Коране говорит: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он - Прощающий, Милосердный».
3. Аллах помогает богобоязненным.
Аллах является спутником и помощником тех, кто боится и уповает на Него. В Коране Всевышний говорит: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело» (сура «ат-Таляк», «Развод», аяты 2-3).
Если человек несмотря на множество проступков и измен себе, осознает свою ответственность перед Всевышним и испытывает страх перед воздаянием Творца, то его старания на пути богобоязненности и упования не будут напрасны – Всевышний покажет ему путь и облегчит прохождение по нему.
4. Тяготы и испытания открывают дверь в Рай.
Это не значит, что быть верующим, значит быть несчастным, нищим, угнетенным. Но иногда на пути верующего праведного человека происходят несчастия и потрясения, которые очищают его душу и приближают его к дверям Рая. Стоит вспомнить испытания, с которыми сталкивались предыдущие праведники и благочестивые люди. Они претерпевали некоторые тяготы и сложности, но воздаяние за них несоизмеримо больше. Более того, Всевышний не бросает Своих рабов, Он близок к ним.
Как сказано в Коране: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 214)
5. Всевышний предостерегает от отчаяния.
В нескольких аятах Корана сказано об отчаянии как о признаке неверия и заблуждения. А значит, надежда – спутник истинного пути и веры:
«О сыновья мои! Ступайте и разыщите Йусуфа (Иосифа) и его брата и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Юсуф», аят 87).
«Они сказали: «Мы сообщаем тебе истинную весть, и не будь в числе тех, кто отчаивается» (сура «аль Хиджр», аят 55).
«Он сказал: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура «аль Хиджр», аят 56).
6. Из всех благ этого мира только вера и добрые дела имеют вес перед Аллахом.
Человек не должен впадать в отчаяние из-за недостатка средств или имущества, потерь или испытаний. Единственное, что имеет цену перед Всевышним в этом мире – это благодеяния, совершение добра. Об этом Всевышний сообщает в аятах:
«Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 46).
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аяты 55-56).
Всевышний также обещает триумф тем, кто обладает верой, говоря: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 139).
Всевышний не смотрит ни на имущество, ни на внешность, ни на количество детей и престижность работы, ничто из мирских критериев, которые могут быть весомыми среди людей, не имеет для Него значения, кроме как единобожия и совершения благих дел – по сути того, как полезен и добр был человек в этом мире. Это и есть путь к спасению, и он доступен каждому, даже тому, кто потерял веру на возвращение на путь праведности.
Как говорится в Коране: «Мне внушено откровение о том, что ваш Бог - Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (сура «аль Кахф», «Пещера», аят 110)
Ася Гагиева