Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек рождается в своем естественном состоянии, будучи мусульманином, но затем его родители обращают его в иудаизм, христианство или огнепоклонничество. Это подобно тому, как любое животное рождается со всеми своими конечностями. Вы ведь не видели, чтобы животные рождались с отрубленным носом, ухом и т.п.». Затем Абу Хурайра, передававший этот хадис, сказал: «Читайте об этом слова Всевышнего: «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (ар-Рум, 30:30)». (Муслим, Бухари)
Но иногда родители не только определяют религиозную принадлежность ребенка, но и обрекают его на… лицемерие, преступления, радикализм и неблагодарность Всевышнему. И наоборот. В первом случае это происходит путем нарушения заветов Всевышнего, путем обесценивания личности ребенка, его использования и плохого с ним обращения. Дело в том, что представление любого человека о Всевышнем во многом зависит от его опыта, а особенно – от его опыта взаимоотношений с родителями.
Если, например, родители ребенка были суровыми, часто наказывали его, не прощали ему ошибок, грубо с ним обходились или пренебрегали им, то у него сформируется мнение о Всевышнем такое, что такие черты как суровость, мстительность, строгость будут для него ведущими в Его образе. Из рассказов одной из сестер: «Я не была религиозна, я далеко ушла от религии, потому что привыкла к тому, что родители заставляли меня делать что-то, даже если я не хочу, просто потому что так надо. Они не обращали внимания на мое состояние, как будто им было все равно, что я чувствую, лишь бы внешне я делала правильные вещи. И в проповедях часто говорилось о том, что надо быть правильным, но очень мало о том, что Всевышний близок к нам, любит нас, жалеет нас. И вот я начала думать, что Ислам – это жестокая религия, в которой не имеет значения что у тебя на душе, какие у тебя мысли, внутренний мир, имеет значение только то, чтобы внешне ты был правильным. Из-за этих мыслей я стала отдаляться от религии, пока не прочитала книгу одного имама, в которой он так красиво объяснял, что Всевышний смотрит не только на дела, но и на сердца, что Всевышнему важны наши чувства, мысли, наш внутренний мир, что Он близок к нам больше, чем сонная артерия, что Он слышит даже наши мысли и всегда милостив к нам… Это полностью изменило мое мнение об Исламе, я поняла свою ошибку и исправилась». Это один из многих случаев, когда отношения в семье накладывают печать на то, каким дети начинают представлять Всевышнего. Это подобно тому, что райские плоды ты представляешь на основе тех плодов, которые ты видишь здесь, хотя разница между ними огромная. Приведем еще пару примеров влияния родителей на веру…
Если ребенка обманывать, он потеряв доверие к самым близким людям, ему будет трудно воспитать его и в отношении своего Создателя.
Если ребенку позволять все, не ставить для него никаких границ, то он будет думать, что все дозволено и возможно не будет исполнять даже своих необходимых обязательств в отношении Аллаха, полагаясь на Его всепрощение. Например, оставит молитву или не будет поститься, имея возможности, оправдываясь тем, что религия у него в сердце, а не в делах.
Если ребенка оскорблять, наказывать, сурово с ним обходиться, то он будет думать, что Всевышний к нему относится враждебно.
Если от ребенка требовать больше, чем он может, например, отличной учебы и безупречности во всем, то он будет думать, что Всевышний проявит к нему милость только если он будет совершенным и безгрешным, что в конце концов может привести его к отчаянию.
Если ребенку запрещать говорить правду, быть искренним и честным, потому что это неудобно родителям, то он научится хитрить и лицемерить, и будет думать, что для того, чтобы быть угодным Всевышнему, достаточно умело скрывать свои внутренние мотивы, оставаясь внешне правильным. Похоже на показуху, правда?
Если с ребенком обходиться несправедливо, обвинять его в том, чего он не делал или незаконно обделять его, нарушать его права, то возможно он будет бояться Всевышнего, но у него не будет веры ни в справедливость, ни в милосердие.
Все эти последствия вытекают из того факта, что для ребенка образ Создателя формируется на основе его родительских фигур, и поэтому образ Всевышнего в его представлениях «перенимает» черты его собственных родителей. Поэтому так важно с самого детства быть с ребенком милосердным, правдивым, не обманывать его доверие, не ранить его, не хитрить и не манипулировать, а быть с ним честным и надежным, важно не нагружать его требованиями, которые для него тяжелы, важно хвалить за достижения и с поддержкой указывать на последствия его ошибок. Важно ставить ему границы, исходя из заботы о его благополучии, а не «запреты ради запретов». Важно играть с ним, быть ему другом и наставником, и воспитывать своим примером, а не только словами.
Таким образом, когда мы отходим от примера воспитания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором было много доброты, милосердия, уважения и заботы о детях, мы даем ему почву для неправильных представлений о его религии, о нормах поведения, которые в конечном итоге приводят к плачевным последствиям…
Ася Гагиева