Частью «исламского экономического кодекса поведения» является соблюдение умеренности в трате денег. Всевышним человеку предписана роль доверенного, распоряжающегося средствами, ниспосланными ему от Аллаха. Всевышний в Коране говорит:
«Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно.
Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу.
Если ты отворачиваешься от них (если у тебя нет средств на пожертвования, и ты отказываешь тем, кто имеет на них право), желая обрести милость Аллаха, на которую ты надеешься, то говори с ними любезно.
Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным.
Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов.
Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей - тяжкий грех» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аяты 26-31)
Расточительство – подражание шайтану
Всевышний уподобил расточителей братьям шайтана. Они подобны им по двум признакам:
- растрачивая попусту данные Всевышним блага, они уподобляются шайтану, который также тратит данные ему Всевышним силы на неповиновение Ему и сбивание Его рабов с истины
- расточительство приводит к неблагодарности, которая также является одной из главных черт шайтана
Правила поведения с неимущими
Уподобление расточителей шайтану показывает насколько серьезен этот грех и куда он может привести. Если же человек не имеет средств для пожертвований, то ему следует проявить мягкость при отказе к тем, кто просит. Нельзя винить человека в том, что он не может помочь. Но ему запрещено относиться жестоко и грубо к тем, кто нуждается.
Соблюдение умеренности в финансовых вопросах
«В каждом деле есть рвение и энтузиазм. И есть время окончания этого рвения и энтузиазма. Испытывая это рвение к какому-либо делу, человек должен соблюдать умеренность в этом деле. Если он сумеет сохранить эту умеренность, то можно быть уверенным, что он добьется успеха в этом деле» (Тирмизи).
Богатство и бедность – не показатель отношения Всевышнего к человеку
Всевышний дает человеку блага по мере, определенной Им самим. Он испытывает человека и достатком, и бедностью. Наделение человека имуществом не означает благосклонности Аллаха, так же как и недостаток не является признаком Его недовольства. Понимание этой истины поможет богачу не обольщаться своим имуществом и тратить его на полезные дела, а бедняку поможет не отчаиваться и искать довольство Всевышнего доступными ему способами.
Не стоит бояться бедности
Всевышний обещает обеспечение каждому живому существу, поэтому доверясь обещанию Аллаха и Его заботе о Своих творениях, верующим не стоит ограничивать число детей из страха бедности и недостатка.
Упование на Всевышнего согласно хадисам – это черта, которая избавляет от множества забот и беспокойства. Удел человека предопределен, в назначенное время он придет в назначенном количестве. Поэтому нет необходимости тратить свои душевные силы на приближение того, что произойдет и так – без всякого беспокойства. Возможно, многие люди подвержены этой тревоге по причине наущений шайтана, который стремится отвлечь нас ими от чего-то более полезного, нужного и подлежащего позитивному изменению… Так стоит ли вестись на его шепот забывая о ясных обещаниях того, кто более Могущественен, Щедр и Правдив?
Ася Гагиева