Имущество: чем больше-тем лучше?

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!


«Ты трудишься на этом свете, будто не умрешь завтра,
И собираешь богатства, как будто будешь жить вечно»
Хадис Кудси

В хадисе Кудси Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти и будешь спокоен; отдаляйся от запретного – и твоя вера станет искренней».

На самом деле человеку нужно не так много в еде, одежде или имуществе. Современное представление об успешном человеке провоцирует страсть к накопительству и изобилию. Довольство малым скорее воспринимается как ущербность и отсутствие амбиций, нежели как достоинство и здоровее отношение к имуществу. И это неудивительно – в зеркале искаженных ценностей истинная добродетель всегда отражается как уродство и недостаток.

Психолог Э. Фромм писал следующее о жадности и любви к приобретениям:  «Большинство людей нашего культурного ареала (и проживающие в сходных исторических условиях) отличаются алчностью: накопительство, неумеренность в пище и питье, необузданность в сексе, жажда власти и славы и т. д. При этом обычно не все, а одна из перечисленных сфер становится предметом чьей-то страсти. Но у таких людей есть нечто общее: это то, что они ненасытны и потому вечно недовольны. Жадность – самая сильная из всех неинстинктивных человеческих страстей. В этом случае явно идет речь о симптоме психической патологии, о дисфункции, связанной с постоянным ощущением пустоты и отсутствием внутреннего стержня в структуре личности. Жадность – это патологическое проявление неудачного развития личности и одновременно один из главных грехов».

Характерно, что чем более богат человек, тем менее он склонен к тому, чтобы делиться своим имуществом с другими, с нуждающимися. Это первый удар по здоровью сердца, потому что человек таким образом перекрывает для себя возможность испытывать радость давания и милосердия к другим. Ничто так не расширяет границы души, как щедрость. Но жадный человек лишен этой широты и легкости в сердце. Более того, он лишен покоя. В одном из хадисов говорится: «Никогда не насытиться двоим ненасытным: ищущему знания и ищущему мирских благ». Алчный человек всю жизнь проводит в постоянном стремлении за все большим приобретением, и никогда не насыщается. Почему? Потому что алчность – это черная дыра в сердце человека, которая требует не только новых приобретений и роскоши, но и забирает покой и умение радоваться простым вещам.

Наглядный пример пагубного влияния жадности – это американское общество. Американцы составляют только 6 % населения, но потребляют почти половину природных ресурсов планеты Земля. Казалось бы, если принцип «чем больше – тем лучше» правилен, то они должны были быть самой счастливой нацией. Но это не так. Американцы – самый неудовлетворенный народ. Как признался один из американцев, рассказывая о своей нации: «Купив хорошую квартиру, мы стремимся, будто соревнуясь с кем-то, перебраться обязательно в большую, потом в отдельный дом. Затем начинается чехарда с престижными районами, обязательными бассейнами, модными автомобилями. Дело доходит до смешного: два человека – муж и жена – живут одни в двух- или трехэтажном особняке, тратят уйму времени на его уборку, кучу денег на его содержание, ремонт. Нанимают прислугу, мойщиков бассейна, газонокосильщика».

Помимо возникновения жадности и утраты покоя, страсть к накопительству приносит еще один непоправимый ущерб – потерю времени. Для верующего дорога каждая секунда, потому что он понимает, как далеко его путешествие. Верующий вместо мирских приобретений пытается запастись приобретениями, которые ему пригодятся в вечности. В Коране Всевышний говорит: «Страсть к приумножению отвлекает вас, пока вы не посетите могилы». Это самый больший ущерб, который наносит жадность в приобретении мирского человеку – он теряет время, которым был наделен для приобретение вечного счастья, тратит его на раскапывание побрякушек из помойки мирской жизни. Если человеку дано Всевышним много имущества – это благо, при условии, что он умеет правильно им воспользоваться. Но если владение имуществом заставляет его стремиться к еще большим приобретениям – то это уже первые симптомы болезни сердца.

Прекрасный пример умения правильно обращаться с имуществом приведен в словах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Имел бы я гору золота, равную горе Ухуд, я бы огорчился, если бы через три дня от нее осталось бы больше золота, чем нужно мне для уплаты моих долгов». Рассказывают также, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся целый месяц не прикасаться к своим женам и уединился в верхней комнате своего дома. К нему зашел Умар и увидел, что в этой комнате не было ничего, кроме несъедобных листьев и горсти ячменя. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лежал на циновке, рисунок которой вдавился и отпечатался на его теле. При виде этой картины Умар заплакал, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его спросил: «Что это с тобой, о Умар!» «О Посланник Аллаха, - ответил Умар, да будет доволен им Аллах, - ты ведь лучшее из Его созданий, а в роскоши купаются такие ничтожества, как царь Персии и император Византии! – вскрикнул Умар. «А разве ты не доволен тем, что им достанется этот мир, а нам с тобой – мир вечный?» - спросил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. «Доволен, о Посланник Аллаха», - ответил Умар. «Тогда воздавай же неустанно хвалу Аллаху Всемогущему и Великому».

Богатство – это состояние души. Есть богачи, сердца которых скупы и сами они по сути нищие, и есть бедняки, сердца которых щедры, а они довольны своим уделом, и они счастливы. Самое лучшее имущество – то, которым ты доволен, то, которое не пробуждает в тебе жадность и стремление к накопительству, а внушает благодарность Всевышнему и желание поделиться этим с другими. А наилучшее богатство – не столько то, которое унаследуют твои родственники, а то, которое ты унаследуешь в качестве своего удела в вечном мире. Будьте богаты и счастливы!

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий. 

Социальные комментарии Cackle