Злодеяния становятся причиной страданий в этом мире и в мире следующем. В Коране Всевышний Аллах говорит: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (сура «аш-Шура», «Совет», аят 30). Также в другом аяте сказано: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 41).
Опасность малых грехов
Если у человека накапливается множество малых грехов, то они могут погубить его. От Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек будет пренебрегать малыми грехами и их у него соберется много, то они его погубят. Подобно людям, которые решили приготовить пищу. Они стали собирать маленькие веточки и когда их собралось много, они разожгли огонь и приготовили себе еду». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, советовал членам своей семьи избегать малых грехов, предостерегая их от их опасности. Никакие грехи не являются малыми. Разница между малыми грехами и большими как между малой порцией яда и большой. Аль-Фадль говорил: «Чем меньше грех в твоих глазах, тем он больше для Аллаха. И чем он больше в твоих глазах, тем он меньше перед Аллахом». Под этим подразумевается, что чем более осторожен человек в отношении грехов, тем более милостив к нему Аллах и наоборот – пренебрежение грехами увеличивает недовольство Аллаха. А недовольство Всевышнего – это самое большое несчастье, с которого начинаются другие, связанные с душой, телом, имуществом, отношениями и т.д.
Последствия грехов
• Грехи заковывают сердце:
«Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется чёрное пятно, и если он перестаёт грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать всё сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: «Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали». (Обвешивающие 83: 14) (ат-Тирмизи).
• Грехи лишают удела:
Сообщается со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, раб (Аллаха) лишается своего удела за совершаемый им грех» (Ахмад).
• Грехи лишают знаний
Имам аш-Шафии сказал: «Знание – это свет от Господа моего, а свет Аллаха грешному не даруется!».
• Грехи отражаются на отношениях и имуществе
Праведные мусульмане говорил: «Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жён и даже наших верховых животных, на которых мы ездили».
• Грехи лишают благого конца
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, писал: «Грехи, ослушание Аллаха и приверженность к страстям лишают человека поддержки в минуты смерти... и его ожидает скверный исход».
Абдуль-Азиз ибн Абу Дауд сказал: «Однажды я присутствовал у постели умирающего, которому подсказывали произнести свидетельство того, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, но он сказал, что не верит в это. Потом я стал расспрашивать о нём, и оказалось, что он был пьяницей».
О разных несчастьях, происходящих в результате совершения грехов сказал также Ибн уль-Каййим: «Раб теряет знания (начинает забывать), испытывает беспокойство в душе, трудности в делах, слабость в теле, лишается покорности Аллаху, благословения, счастья, ощущает стеснение в груди. Одни грехи порождают другие и входят в привычку; грешник позорится перед Аллахом и позорится перед людьми; на него падают даже проклятия животных, и он облекается в одежды унижения. Аллах накладывает печать на его сердце, и он попадает под проклятие Аллаха, а его мольба остаётся без ответа. Он распространяет порок на суше и на море, теряет честь, стыд, лишается милости. Его постигает наказание в мирской жизни, в его сердце вселяется страх, он попадает в плен шайтана. Грешника постигает плохой конец и наказание в будущей жизни».
Таким образом, причиной бед, постигающих нас, могут быть следы наших скверных поступков. Избавлением же от этого груза может стать покаяние и совершение праведных дел, с которыми очищается и озаряется сердце. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся» (ат-Тирмизи).
Ася Гагиева