В исламе много внимания отводится намерениям. Согласно некоторым преданиям, благие мысли и намерения засчитываются в качестве благодеяний. А один из известных хадисов гласит:
«Поистине, деяния - только по намерениям. И поистине, каждому человеку - только то, на что он намерился. Чье же переселение было ради Аллаха и Его Посланника, то его переселение - ради Аллаха и Его Посланника. Тот, чье переселение было ради земной жизни, достигнет ее. Или (ради) женщины, то женится на ней. И его переселение - ради того, ради чего переселился» (Бухари).
Однако нельзя в своих поступках опираться только на благость своих намерений и считать их достаточным основанием или оправданием их. Характер поступка определяет не только намерение, но и его реальные результаты. И если результат плох или вреден, то все ли можно восстановить благодаря тому, что намерение у совершавшего было хорошим? Нет.
В Коране не раз говорится о том, что важны последствия дел (а не их посыл). Например:
«Он – Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (сура «аль-Мульк», аят 2).
Имам аль-Фудайль ибн Ийяд в отношении этого аята сказал:
«Это значит: у кого деяния будут искренними и правильными!» Его спросили: «А что значит: искренними и правильными?»
Он ответил: «Поистине, если деяния были искренними, но не были правильными, они не примутся, и если деяния были правильными, но не были искренними, они не примутся до тех пор, пока не станут искренними и правильными.
Искренним является то, что совершается ради Аллаха, а правильным — то, что соответствует Сунне».
В другом аяте говорится:
«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают правильно!» (сура «аль-Кахф», аяты 103-104).
Имам аль-Къуртуби говорил: «В этом аяте доказательство на то, что среди людей есть такие, кто совершает деяния, считая себя искренним, однако его усилия являются тщетными!»
И хотя толкователи пишут о религиозной практике, нельзя не спроецировать мудрость слов Священного писания и на обыденную жизнь, в которой благие намерения часто не только не приводят к благим результатам, но порой представляют угрозу для отношений, здоровья и благополучия человека в целом.
Главным врагом хороших устремлений является глупость. Чтобы совершить нечто важное, полезное, эффективное, человек должен быть чутким к обратной связи, он должен сверять, достигает ли он своих целей, доволен ли он результатом. Если он за восторгом своими намерениями не учитывает потенциальных позитивных и негативных последствий, это может быть опасно для него и остальных.
Почти любой преступник может «похвастаться» тем, что у него были хорошие намерения, когда он совершал преступления.
Экстремисты прикрываются угнетенностью мусульман и идеей мести за них, маньяки-убийцы – тем, что они «очищают» человечество от плохих людей, радикальные религиозные группы – тем, что они хотят привести мир к истине, те, кто бьет детей и жен, говорят, что они занимаются «воспитанием» и т.д. Примеров множество и большую часть историй преследований, терроризма, экстремизма, преступлений и т.д. составляет то самое «благое намерение».
В Коране говорится:
«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (сура «аль Исра», аят 11).
То же самое и с благими намерениями. Какими бы они не были светлыми, они не гарантируют, что не приведут к плачевным, разрушительным последствиям.
Хорошие поступки, наверно, должны начинаться с них, но если не просчитать реальных последствий, то эти устремления, как гласит поговорка, действительно могут стать проводниками в ад. Не только на небесах, но и на земле.
Ася Гагиева