Чтобы быть соучастником греха, не обязательно принимать в нем активное участие. Потому что уже сама по себе равнодушная позиция в отношении несправедливости или нечестия может быть преступной.
В Исламе высоко ценится терпение и уважение к другим. Но не меньшее значение имеет активная социальная и личностная позиция, а именно – то, что относится к побуждению к добру и удержанию от зла. Как часто, имея возможность повлиять на ситуацию, мы поддаемся своей лени, малодушию или «толерантности», разрешая событиям идти по течению к своему пагубному концу. В Исламе неприемлемо такое равнодушие. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 110) Аль-Кальби в комментарии к этому аяту сказал: «Этот аят содержит рассказ об этой умме и ее превосходстве над другими общинами, и в нем – доказательство того, что исламская умма – наилучшая из общин. И это преимущество сохраняется от начала этой уммы и до ее конца, хотя внутри себя она различна. И смысл слова «появившаяся» - «показанная людям», то есть для их блага и пользы во все времена, так что она стала особенной. А слова Всевышнего «повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» - продолжение, содержащее описание преимуществ этой лучшей общины. Если же она пренебрежет приказом совершать одобряемое и перестанет удерживаться от порицаемого, то лишится преимущества. Аллах сделал их лучшими из людей, потому что они велят делать одобряемое и удерживают от порицаемого, и велика их польза для людей. Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучший из людей – тот, кто приносит пользу другим, а худший – тот, кто наносит вред людям».
В «Сахихе Муслим» также передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот из вас, кто увидит предосудительное, пусть исправит это своей рукой, если не может – то языком, если не может – то сердцем, и это - самая слабая вера». То есть человек должен посильными средствами «укреплять позиции добра», будь то словом, делом или хотя бы сердцем.
Всевышний Аллах причислил это к качествам верующих, сказав в Коране: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг друга. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву…» (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 71)
В другом аяте следует осуждение в адрес тех, кто оставался равнодушным к грехам друг друга: «Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые те совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 79)
Человек может иногда забыться, грехи могут незаметно окутать сердце, однако мягкое слово напоминания брата по вере способно побудить к исправлению и очищению сердца, «протрезветь» от греха. Но вред и польза от подобного ощущает не один человек, а все общество. Абу Дарда, да будет доволен им Аллах говорил: «Приказывайте делать одобряемое и удерживайте от предосудительного, или Аллах поставит над вами жестокого султана, который не будет уважать ваших стариков и не будет милостив к младшим. И будут просить лучшие из вас, но не будет ответа на их молитвы, они будут просить помощи в победе, но не победят, будут молить о прощении, но не будет им прощения».
Соответственно и вознаграждение за следование этому завету. Так, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Посланник Аллаха! Какие шахиды ближе всего к Аллаху, Всемогущий Он и Великий?» И он ответил: «Человек, вставший рядом с несправедливым правителем, убедивший его сделать одобряемое, удержавший от порицаемого и погибший за это, а если не погибнет, то ангел на левом плече не будет больше записывать его грехи».
Люди взаимозависимы. Нам свойственно ориентироваться на оценки окружающих. И даже если мы стараемся быть независимыми, нам труднее делать выбор, который осудит общество, чем выбор, который будет принят им одобрительно. Таким образом, у нас есть возможности взаиморегулирования, коррекции. Это, конечно, не означает, что каждый из нас должен стать проповедником или преследователем других. Но значит только то, что по мере своих возможностей (словом, делом, хотя бы мыслями) мы должны быть на стороне добра и призывать к добру. И делать это так, чтобы не задевать чужого достоинства и чувств, то есть уважительно и доброжелательно. Даже если сами далеки от совершенства. Так как от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды они сказали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Мы не велим делать одобряемое, пока не сделаем его полностью сами, и не удерживаем от порицаемого, пока полностью не отстранимся от него». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Но приказывайте делать одобряемое, даже если вы сами еще не сделали его, и удерживайте от порицаемого, даже если полностью не отстранились от него».
Ася Гагиева