Благотворительность занимает важное место в поклонении и в целом в исламском обществе. В связи с этим в мусульманских странах созданы целые благотворительные фонды, называемые вакфом или вакуфом.
Так называются мусульманские фонды пожертвований. В переводе с арабского «вакф» значит остановить, содержать, сохранить.
С точки зрения исламских принципов такое название не случайно, потому что милостыня считается имуществом, которое сохраняется навечно и отразится на весах человека в Судный день.
Если человек отдал что-то для вакфа, то это не может быть возвращено, унаследовано или продано. Он как будто уже принадлежит Всевышнему. Основа вакфа всегда остается нетронутой, но его продукты могут быть использованы в целях, одобряемых шариатом.
Благотворительность поощряется в Исламе. Множество хадисов и аятов подчеркивают важность этой практики для оберетения благ и успеха обоих миров.
Так, в суре «аль Имран» говорится:
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» (аят 92)
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«Когда человек умирает, то все его дела прекращаются. За исключением трех вещей: продолжающаяся милостыня (садакатуль-джария), полезное знание, праведные дети, делающие для него дуа» (Муслим, Васиййат, 14)
Следуя заветам Пророка (мир ему) и желая заполучить высокую награду мусульмане в разных частях мира стремятся оставить после себя нечто, что будет продолжать приносить пользу другим людям. В число подобных дел входит и сооружение мечетей, колодцев, больниц, учебных центров, центров помощи больным и нуждающимся.
Практика благотворительности начала развиваться с первых десятилетий Ислама. В то время пожертвования были более простыми активами, связанными в целом с сельскохозяйственной сферой, например, колодцы, сады, угодья.
История о колодце Османа в Медине
Одним их таких примеров является колодец Османа в Медине, построенный им в первый год после переселения.
До появления Ислама в городе был колодец под названием Рума, хозяином которого был еврей. В городе все знали, что в колодце была пресная вода.
После совершения хиджры пророком Мухаммадом (мир ему) мусульмане города стали пользоваться водой из этого мединского колодца. Владелец колодца, понимая его ценность, стал продавать эту воду мусульманам.
Узнав об этом, пророк Мухаммад (мир ему) однажды спросил у сподвижников: «Кто купит этот колодец, чтобы им стали пользоваться мусульмане бесплатно?»
Осман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) обратился к хозяину колодца с просьбой продать его. Однако владелец отказался продавать колодец полностью и предложил купить только половину, поскольку он знал, что Осман мудрый торговец и не будет покупать то, что не имеет ценности. По условиям договора один день водой пользовался еврей, а другой день колодец использовал Осман.
Итак, Осман купил половину колодца за 12 000 дирхамов. На сегодняшний день это примерно 36 кг серебра или 1 372 320 рублей по курсу 38,12 рублей за грамм серебра на 21.02.2016 г.
Со временем все мусульмане Медины стали ходить к колодцу за водой только в день Османа, поскольку Осман не брал за воду деньги, как это делал еврей. В результате последний потерял клиентов и доход от продажи воды. Владелец колодца решил продать вторую половину Осману, но уже за другую, более низкую стоимость – за 8000 дирхамов, то есть за 914 880 рублей по сегодняшнему курсу серебра. Осман принял предложение.
После того как он стал единственным владельцем колодца, он решил его расширить и углубить, а затем отдать в вакф для города Медины. Для этого он купил землю вокруг него.
На протяжении всей истории мусульман вакфы и другие пожертвования использовались для оказания помощи бедным, для поддержки религиозных центров, для учебных центров, развития наук и образования.
Об этих вакфах сохранились исторические свидетельства, документы, в которых помимо основной информации о жертвовании указывалось, что его благополучателями могут быть люди разных достатков, разных религий, рас и культур, без ущемления чьего-либо права на пользование.
Ася Гагиева