Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям». В другой версии сказано: «И, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Ахмад, Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджах, аль Байхаки). Поводом для этого высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не ради религии, а потому, что он хотел жениться на женщине, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Значение хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего то или иное дело, поскольку многие поступки, внешне являющиеся хорошими, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.
Нужно отметить, что несмотря на желание искренности в своих делах, нам не удается избежать внутренних конфликтов и разногласий. Так, к примеру, берясь за благое дело, иногда можно заметить, что помимо желания довольства Аллаха, к нему примешивается и желание чего-либо из мирских благ. Как оценивать такие поступки? Относительно вопроса, связанного с намерением, некоторые ученые разделяют его на четыре категории:
1. Совершение поступка только ради Аллаха, не имея намерений, связанных с мирской жизнью. Это считается наивысшей степенью, так как в хадисе сказано: «Поистине, Аллах не принимает из поступков ничего, кроме совершенного с искренностью, со стремлением к Лику Аллаха» (ан-Насаи).
2. Совершение поступка ради Аллаха, имея при этом мирскую выгоду. Например, если соблюдая пост, человек стремится и к исполнению обязанности и к пользе для здоровья. Или совершая хадж, желает довольства Аллаха и занимается торговлей. Или идет в мечеть пешком, надеясь на награду и на пользу от ходьбы. Относительно подобных поступков сказано: «Преследование подобных целей не портит дела, однако уменьшает достоинство, поэтому лучше избегать этого».
3. Совершение поступка ради Аллаха, имея мирскую выгоду, неразрешенную шариатом. Сюда относятся благие поступки, совершаемые ради порицаемой цели, например, получения славы или желания отличиться. Что сказано относительно этого?
Если намерение мирской выгоды здесь является ведущим, то этот поступок является показухой и следовательно грехом.
Если человек борется с этими намерениями, стараясь сделать так, чтобы благодеяние было совершено ради Аллаха, то поступок принимается и ему зачитывается дополнительное вознаграждение за упорство.
Если же такие намерения возникают во время совершения поступка (например, читая хутбу, имам возжелал похвалы) и не борется с ними, то его поступок просто аннулируется.
Ибн Микраз, житель аш-Шама, передал от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды человек спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха! Что если человек желает сражаться на пути Аллаха, имея при этом желание получить земную выгоду?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не будет ему за это вознаграждения». Люди удивились этому и сказали: «Вернись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, возможно, ты его неправильно понял». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не будет ему за это вознаграждения». Люди еще раз попросили человека вернуться с вопросом к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он снова ответил: «Не будет ему за это вознаграждения» (Абу Дауд).
4. Совершение поступков ради мирской выгоды. Например, намаз ради разминки мышц, хаджа ради торговли, пост ради поддержания здоровья, посещение мечети ради почета и т.д. Совершение этих дел, оставляя намерение ради Аллаха, как говорят ученые, аннулирует их. И приводят слова Всевышнего из Корана: «Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным» (сура «аль Исра», «Перенос ночью», аят 18) В другом аяте сказано: «Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (сура «Худ», аят 16)
Из вышесказанного становится ясным, что дела разделяются по категориям не по их внешнему виду, а по их содержанию, намерению. И от него зависит вознаграждение за них. Потому как даже благой поступок, совершенный со скверным намерением, может превратить его в грех. Как говорил Яхъя ибн Абу Кассир: «Учитесь следить за намерениями, поистине, это важнее самих поступков».
Ася Гагиева