Предупреждение о наказании за совершении больших грехов может вызвать пренебрежение в отношении малых. В этом случае верующий может ошибочно считать, что мелкие правонарушения не имеют значения. Так ли это на самом деле? И какими могут быть последствия такого пренебрежения?
Одно из первых опасений, связанных с неосторожностью в совершении мелких правонарушений, относится просто к факту нарушения границ. Не открывает ли пренебрежение к мелким грехам дорогу к пренебрежению и большими? Возможно.
Невнимательность к одним поступкам может стать основой беззаботности и в совершении больших нарушений. Поэтому первый вопрос в совершении мелких грехов – способен ли человек остановиться на этом, не поведет ли его упорство еще дальше? Как сказал один шейх: «Поистине, раб не перестанет совершать упорно грех, пока он не станет пренебрегать им и пока он не станет для его сердца малым»
Другой стороной вопроса является влияние этих грехов на состояние, поведение, положение человека. Даже мелочь может стать чем-то значительным, если она повторяется многократно. Возможно, также и с мелкими грехами – совершаясь постоянно, в разных формах, не станут ли они причиной «покрытия» сердца?
В хадисе от Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи, ан-Насаи, аль Хакима передается: «Поистине, когда раб (Аллаха) совершает грех, на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то сердце его очищается (от этого пятна). Если же он снова совершает (грех), то это пятно увеличивается и может окутать (всё) сердце, и это окутывание, о котором сказал Всевышний Аллах: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели».
Постоянное нарушение границ ведет к тому, что человек перестает различать истину и ложь, нравственное и аморальное, полезное и вредное. Границы размываются и мотиватором его поступков становится удовольствие, личная выгода. В таком состоянии он может решиться и на совершение больших по сравнению с прежними нарушений запретов.
Как передают от Сахля и Ибн Масъуда, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!»
В другой версии: «Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека».
Как сказал один из имамов об этом хадисе: «Смысл хадиса в том, чтобы предостеречь от пренебрежения малыми грехами, чтобы человек спрашивал с себя за их совершение и чтобы он не был рассеянным в отношении них. Поистине, в пренебрежении ими есть гибель! Более того, человеком может овладеть беспечность, и он начнет радоваться и гордиться малыми грехами, и считать их совершение чем-то благим. И дело доходит до того, что грешники начинают хвалиться своими грехами и по причине сильной радости говорить: «Разве ты не видел, как я порвал его честь?!» и т.п.»
Другими словами, постоянство в мелких прегрешениях со временем может изменить ценности человека, и он незаметно для себя уже встанет на сторону, которую изначально осуждал.
Духовно-нравственное совершенствование требует не только практического усердия, но и сознательности. Мелкие грехи, без которых не обходится ни один человек, конечно, не повод для самоуничижения и самобичевания, но все-таки не стоит умалять значимость наших поступков. Со временем они становятся характером, а затем и формируют жизненный путь.
Ася Гагиева