С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
1. Правило зеркала.
Окружающие люди – это отражение нашего характера, установок, религии. Праведные предшественники, когда хотели лучше узнать человека, всегда спрашивали, с кем он дружит, с кем он общается и к кому заходит. Так как они знали, что окружение человека – это зеркало его души, отражение его внутреннего мира. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом».
Также от Аиши, да будт доволен ею Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся».
Имам Ибн аль-Асир говорил: «Души объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что хороший любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним!»
Если человек недоволен своим окружением или видит в нем порицаемые черты, то вместо того, чтобы «пенять на свое зеркало», разумней – исправить собственное изображение, отражающееся в нем.
2. Правило выбора.
Всевышний Аллах Справедлив и Мудр. Ничто не происходит бег Его ведома и согласия, однако Он по Своей щедрости дает каждому из нас шанс: быть счастливым или несчастным, идти по пути блага или дорогой нечестия, достигать успехов или остаться неудачником. У нас всегда есть выбор. И то, что с нами происходит – это результат наших решений. Выбрали ли мы быть грешными или мы обратились к покаянию. Выбрали ли мы спокойное сердце или краткосрочные удовольствия. Всевышний сказал в Коране: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». Ибн Касир сказал: «Это значит, что любое бедствие, которое происходит с вами, о люди, по причине грехов, которые вы уже совершили, и «Он прощает многое» относится к грехам – Он не наказывает вас за них, но Он прощает их».
Также в одном из хадисов говорится: «Живи как пожелаешь, (но знай -) смерть (по наступлении ее срока) неизбежна; сколь бы (сильно) ты ни любил другого, (наступит время и) ты расстанешься с ним; что бы ты ни делал, тебе нести за это ответ (тебе воздастся)».
То есть человек, если с ним происходит нечто неприятное, не должен обвинять в этом судьбу, других людей, обстоятельства, но должен искать в этом свою ответственность. Если же с ним происходит что-то хорошее, то ему не стоит брать это на счет своих заслуг, так как это станет причиной его гордости, заносчивости, но стоит признать милость Аллаха к нему и возблагодарить. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого».
3. Правило ответственности.
Аль-Хасан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ответственность была предложена небесам, земле и горам, они были в нерешительности, и сказал им Аллах: «Если вы будете творить добро, то Я награжу вас, а если будете творить зло – накажу вас». И они ответили «Нет».
Однако человек принял на себя эту ответственность, от которой отказались другие творения Всевышнего. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ответственность была предложена Адаму, мир ему, и было сказано: «Возьми ее с тем, что в ней, и если ты будешь покорен, то Я прощу тебе, а если ослушаешься, то накажу». Адам сказал: «Я принимаю ее с тем, что в ней», и еще не закончился тот день, как он поел с дерева, но Аллах Своей Милостью простил его и направил на Истинный путь».
Степень ответственности у каждого человека разная, в зависимости от положения и состояния. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас пастух и каждый из вас ответственен за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству (государство). Муж является пастухом семьи, жена является пастухом для дома мужа и его детей и несет ответственность за них» (Бухари, Муслим).
Слово «ответственность» переводится как «амана», и это слово однокоренное со словом «иман» - «вера». Тот, кто не является ответственным, не исполняет своих обязательств, не следит за своей «паствой» - тот не является полноценным верующим, его дела незавершенны, а сердце беспокойно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет веры у того, у кого нет ответственности, и нет религии у того, у кого нет обязательства».
Продолжение в следующей части…
Ася Гагиева