Фанатизм в той или иной степени присущ любой конфессии. Однако в последнее время набрал масштабную силу именно исламский фанатизм. Теракты, конфликты на религиозной почве, разобщенность уммы – лишь некоторые из подтверждений. И из этого невольно может сложиться мнение, что подобная враждебность и недалекость – часть Ислама. Но если мы вникнем в понятие фанатизма, попутно вспоминая Сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то мы наверняка придем к выводу, что Ислам, таким, каким его принес Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет ничего общего с фанатизмом.
1. Нетерпимость к иным вероисповеданиям.
Ислам побуждает верующих осуждать предосудительное и призывать к одобряемому, но предостерегает от насилия и принуждения. Именно доброта и высокая нравственность, а не сила и жестокость позволяли мусульманам завоевывать новые земли. В книге «Ислам: впечатление и изучение» французский писатель и историк Каунт де Кастри пишет: «После того, как арабам был ниспослан Коран и они приняли Ислам, люди получили свет истинной религии, который мусульмане несли народам Земли, с миром и хорошим обращением на основе свободы мысли и веры. Коранические аяты, призывавшие к доброму отношению, чередовались с теми аятами, которые содержали предупреждение племенам безбожников… Халифы, правившие после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, следовали его примеру. Это позволяет мне утверждать, что лишь последователи Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сочетали доброту к другим и радость распространения своей веры. Безусловно, именно эта убежденность была причиной походов арабов. Коран расправил крылья над своими победоносными отрядами, вошедшими в Сирию и молниеносно двигавшимися по Северной Африке, от Красного моря до Атлантического океана, не оставляя за собой ни малейшего следа тирании, кроме лишь необходимого на любой войне, и они никогда не совершали массовых убийств среди народа, отвергавшего Ислам».
Всевышний дает право на самозащиту, но не запрещает доброе отношение к тем, кто не посягает на твое имущество, веру, честь. Так, Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, рссказывала: «При жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, моя мать-язычница пришла увидеться со мной. Я спросила у него согласия. И после этого был ниспослан аят: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними, — воистину, нечестивцы» (Сура «аль-Мумтахина», 60, аяты 8-9). Нам также известно множество примеров доброго отношения к иноверцам, которые проявляли как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и его последователи. Так может ли мусульманин «от имени Ислама» причинять вред людям других вероисповеданий?..
2. Ограниченность кругозора
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». Первое слово, с которого началось ниспослание откровений, было слово «Читай!». Мусульманские ученые, среди которых кстати было немало женщин, внесли весомый вклад в развитие науки. Например, Аббас ибн Фирнас, совершивший в 852 году первый полет на самодельных «крыльях», которые он впоследствии усовершенствовал. Аль-Кинди, озвучивший теорию относительности за тысячу лет до Эйнштейна («Bремя существует только с движением. Eсли есть движение, есть обязательно тело. Если есть тело, есть обязательно движение»), Исмаил аль-Джазари, наследственный механик, автор книги «Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя» («Книга знаний об остроумных механических устройствах», 1026 год), в которой он описал конструкцию более полусотни придуманных им механизмов. Самым важным из них был коленчатый вал, то без чего абсолютно невозможно обойтись в современной жизни. Были также клапанные насосы, водоподъемные машины, были водяные и свечные часы, кодовые замки. Список можно продолжать без конца, начиная от открытиями первых мусульман и заканчивая достижениями наших современников, своими трудами только подтверждающих «дружбу» Ислама с наукой и знаниями. Так может ли истинный мусульманин ограничиваться только догмами?
3. Неприятие критики
Ограниченность мышления не позволяет фанатику спокойно воспринимать чужие идеи или иную точку зрения. Для защиты своей точки зрения он часто использует метод «избирательного цитирования» религиозных текстов, а порой и переходит границы уважительного отношения к собеседнику. Как сказано в одном из хадисов, подобное поведение, нарушение границ при спорах и разногласиях, является признаком лицемерия. А в Коране Всевышний Аллах1 сказал Своим рабам: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль, сура 16, аят 125)
4. Навешивание ярлыков
Религиозный фанатик любит давать другим ярлыки. В исламском варианте это ярлыки «мунафик», «мушрик», «муртад», «кяфир» и т.п. К подобным обвинениям и вольности в определении сущности других человека может толкать только высокомерие и слепота в отношении собственных промахов, но никак не религиозное усердие и стремление к благу. Это довольно опасное занятие, учитывая слабость человеческой души, так что сегодня тот, кто считает себя «муъмином», а других «мунафиками», завтра может поменяться с ними ролями. «Если у тебя в руках только молоток, то на все проблемы ты будешь смотреть как на гвозди» - аналогично этому фанатики, «вооружившись» исламскими терминами, ищут в своем окружении только возможность применить их. Ислам порицает подобное и только достигнув определенного положения в достижении религиозного знания. О недопустимости подобного можно судить исходя из того, что:
1. Высокомерие неприемлемо в Исламе
2. Ислам побуждает к благому нраву и высокой нравственности
3. Подобные «ярлыки» могут задеть другого, а в Исламе честь, имущество, жизнь другого запретны
4. Уверенность в своих суждениях еще не признак того, что Всевышний согласен с вами. И может быть, что тот, кого вы считаете «мушриком» или «мунафиком» по известным только Всевышнему причинам (например, покаяние и возвращение на путь истины) окажется в лучшем положении, нежели тот, кто жил с уверенностью в своей праведности.
В Коране Всевышний говорит: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Коран, сура «аль-Бакара, аят 143). Одного этого аята достаточно, чтобы понять – Ислам не приемлет фанатизма, а «проявляющий чрезмерную строгость, погибнет», как сказано в хадисе. Ибн Каййим в своей книги «Мадаридж соаликин», пишет: «Что бы ни приказал Аллах, у шайтана в этом два пути для заблуждения: либо упущение, либо чрезмерность. Религия же Аллаха середина между чрезмерностью и упущением, как долина между двух гор, как прямой путь между блуждающих путей, как середина между двух краев. И тот, кто допускает упущение в каком-то деле, не достигнет его. Так же и тот, кто допускает чрезмерность в каком-то деле, не достигнет его. Один из-за упущения, другой же из-за чрезмерности». Фанатизм – это как раз проявление чрезмерности. Но всякая чрезмерность опасна в первую очередь для самого человека, и не только своими последствиями, но и своими «корнями»… О которых мы поговорим в следующей статье.
Ася Гагиева