Красное море протянулось от Суэцкого канала, открывающему путь в Средиземное море до Индийского океана у берегов Йемена и Сомали. В силу своего географического положения Красное море является одним из самых важных торговых путей в мире. Через это море ежедневно проходят сотни миллиардов долларов в виде нефти и других экспортных товаров.
В древние времена Красное море послужило проходом для чудесного освобождения пророка Моисея и его последователей от рабства у египетского фараона. Красное море сыграло важную роль в становлении ислама, когда сподвижники пророка Мухаммеда (ﷺ), подвергшиеся пыткам в Мекке, пересекли его воды в поисках убежища и защиты в Хабаше (нынешней Эфиопии), раскинувшейся на просторах Африканского Рога. Эти два события, связанные с Красным морем, ознаменовали новые этапы истории человечества.
Геостратегическая значимость была присуща Красному морю и прилегающему к нему региону всегда. Этим пытались пользоваться, пользовались и продолжают пользоваться. Во 2-м тысячелетии до н.э. один из египетских фараонов пытался соединить Красное море с Средиземным, используя для этого воды Нила. Персидский покоритель Египта Дарий I в 500-м году до н.э. также претворил в жизнь проект канала между Нилом и Красным морем. Затем каналом занимались римские императоры. После включения Египта в состав арабского халифата в 642 году н. э. канал был восстановлен и эксплуатировался.
Однако, в 776 году халиф Мансур (ум.755 г.) счел, что канал уводить торговые пути от центра Халифата и дал распоряжение засыпать его. В эпоху османского владычества в 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу (1505-1579) рассматривался план восстановления канала. В 1798 году Наполеон Бонапарт, вторгшийся в Египет, также рассматривал возможность строительства нового канала, напрямую соединяющего Средиземное и Красное моря. И только во второй половине XIX в. в 1869 г. состоялось официальное открытие Суэцкого канала, действующего и поныне.
Благодаря Суэцкому каналу Красное море является настолько важной транспортной артерией мирового значения, что в 1956 г. разгорелся серьезный международный конфликт, связанный с тем, что правительство возглавляемого Г. Насером Египта объявило о национализации Суэцкого канала. Великобритания, Франция и Израиль развернули полномасштабную военную операцию против Египта. В условиях жесткого противостояния двух мировых держав, каковыми являлись СССР и США, действия союзников последней могли привести к самым непредсказуемым последствиям, вплоть до начала термоядерной войны.
Однако в тот момент руководство СССР и США нашло в себе достаточно благоразумия, чтобы не допустить эскалации конфликта за право владения Суэцким каналом. Давление со стороны этих двух стран, а также угроза международной изоляции и разжигания мировой войны вынудили Великобританию и Францию вывести свои войска из Египта в декабре 1956. Канал остался в собственности Египта.
В наши дни Красное море стало ареной противостояния хуситских повстанцев в Йемене и воюющих против них сил антихуситской коалиции. В результате под угрозой оказалась экология Красного моря, ставшего заложником человеческих страстей и амбиций. В июле текущего года возникла угроза экологической катастрофы в результате возможного разлива нефти из плавучего резервуара в Красном море, который был заполнен сырой нефтью четыре года назад. Речь идет о танкере «Сафар», с продажи содержимого коего хуситы надеются выручить 80 млн. долларов. Танкер все еще стоит на якоре напротив нефтяного порта Рас-Иса в мухафазе Аль-Худайда, контролируемом хуситами.
Однако вмешалась Организация Объединенных Наций, которая отказала в продаже нефти, перевозимую танкером «Сафар», дабы помешать хуситам обогатиться. Между тем, танкер настолько изношен, что его подрыв в результате диверсии, боевых действий на море или банального прорыва танков может привести к утечке содержимого, что «приведет к одной из самых значительных утечек нефти в истории», как об этом писал в твитах министр информации свергнутого хуситами правительства Йемена.
Таким образом, экологическая катастрофа грозит погубить морскую флору и фауну в небольшом по площади Красном море. Последствия катастрофы, если она произойдет, затронут также и Саудовскую Аравию, Эритрею, Судан и Египет. По большому счету, утрату понесет все человечество.
Свергнутый президент Йемена Абдраббух Мансур Хади предупреждал, что экологическая катастрофа в Красном море будет вызвана тем, что хуситы мешают технической группе ООН получить доступ к танкеру с целью оценки его состояния и рисков. Предостережения Хади были поддержаны координатором ООН по гуманитарным вопросам, который проинформировал Совет Безопасности ООН о том, что хуситы продолжают препятствовать доступу технической группы к злополучному танкеру, – экологической бомбе замедленного действия.
Айдар Хайрутдинов