Тюркская история Египта: «Наши» в аль-Азхаре

Годы независимого от Багдада правления тюрка Ибн Тулуна, которому был посвящен предыдущий материал, с точки зрения Аббасидов выглядели периодом политического отступничества. Действительно, Ибн Тулун самовластно правил Мисром, но происходило это в силу политической и военной слабости Багдадских халифов. В глазах местного населения Ибн Тулун первым среди равных, что и делало его власть сильной и крепкой. Тем не менее, правление Ибн Тулуна не сподвигло Аббасидов заняться укреплением своей власти.

Расплата последовала быстро: уже в 969 году в Египет вошла стотысячная тунисская армия шиитов-Фатимидов. Эта династия генеалогически восходила к отпрыскам брачного союза Али (ра) и дочери Пророка Фатимы. Фатимиды чуть севернее от аль-Катаи основали новую столицу Мисра, назвав ее аль-Кахира (Победоносная). Это свое название город Каир носит до сих пор.

Возможно, в силу своих идейных кредо шииты-Фатимиды не пошли на сближение с покоренным народом, предпочтя «дистанционное» правление из нового помпезного дворца, зацикленное на перипетиях внутридворцовой жизни. С другой стороны, Фатимиды наладили широкие внешние торговые связи Египта с Европой, в частности с Венецией и Сицилией.

Что касается аль-Кахиры, то Фатимиды сохранили традицию постройки мечетей знаковых для правящей династии (или отдельных правителей): Амр Ибн аль-Ас велел построить небольшую мечеть в Фустате, которая является самой древней в Каире, затем Ибн Тулун построил грандиозную мечеть в аль-Катаи. И вот пришел черед аль-Кахиры: Фатимиды уже в 970 году, т.е. на следующий год после овладения Египтом, заложили мечеть, которой было суждено стать одной из самых знаменитых, а именно: аль-Азхар (Блистательная).

Именно с мечети аль-Азхар берет начало традиция сочетать в одном здании религиозные и образовательные функции (хотя с этим утверждением поспорят в мечети марокканского Феса). Как бы там ни было, в наши дни аль-Азхар более известен как университет, нежели как мечеть.

Нет слов, мечеть сама по себе великлопна и вдохновляюща. О ней можно написать много интересного. Но нас интересует тюркский компонент в истории Мисра. Удивительно, но даже в шиитской мечети аль-Азхар присутствуют заметные элементы тюркского происхождения. Некоторые из них, вне всякого сомнения, были неотъемлемой частью изначального проекта, тогда как другие могли появиться в более поздние эпохи.

Войдем в центральный двор мечети. Для этого нам придется пройти через ворота, пристроенные в XV веке.

Далее за воротами находится небольшой проходной зал без крыши (см. фото №3)

Обратите внимание на декор входных ворот, увенчанный гротом со сталактитами, а также на декор минарета, возвышающегося над входом в центральный молельный зал мечети (см. также фото №4).

До этого момента в элементах декора и орнаментальной вязи причудливых арабесок нет ничего похожего на что-то тюркское по происхождению. Однако. Войдем в центральный зал и оглядимся:

Ой, а что это за два темных круга, расположенных над строенными колоннами справа и слева от входа, через который мы только что прошли?

Внешний декоративный круг богато украшен тюркским орнаментальным узором, тогда как во внутреннем кругу расположены древние космогонические символы… булгар, т.е. наших предков с берегов реки Булгар (которая позже стала звучать как «река Волга»). Согласитесь, но даже неспециалист увидит насколько отличаются этот растительный орнамент и геометрическая композиция от буйства разнообразных декоративных элементов, которые он видел при входе в центральный зал…

Хорошо здесь, правда? Не только прохладно, но и достаточно темно, так что даже знаменитые египетские фонари ярко горят, хотя на снаружи все залито ослепительным светом солнца. Хорошо настолько, что хочется прилечь, тем более – мы не будем первыми в этом… Однако нам некогда отдыхать. При входе в крытый зал что-то едва уловимое привлекло было мое внимание. Пойду-ка я туда…

Обратите внимание на фрагмент прямоугольной рамки в верхней части решетки. (фото №9)

 

Как оказались наши тюркские узоры в стенах шиитской мечети? Предположу, что когда Миср был захвачен Фатимидами, то к строительству привлекались мастера из числа местного населения. А местное население, в свою очередь, представляло собой этнически пестрый конгломерат, в котором тюрки-степняки и выходцы из степей Поволжья занимали не последнее место.

Иншаллах, мы продолжим наше путешествие по тюркскому Египту в следующих фоторепортажах.

Понравились фотографии? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!

Социальные комментарии Cackle