Татары в стране татар

Начало: Почему египтянин Рашад Бек назвал Россию Страной татар?
Продолжение...
В те дни мы, члены небольшого трудового коллектива, работали в Каире. Однажды вечером решили вместе прогуляться в окрестностях отеля. Дружески беседуя, шагаем в свое удовольствие по вечерней улице в одном из современных районов Каира. А поскольку основная часть нашей группы была представлена в определенной мере обрусевшими татарами, то и общались мы на “великом и могучем”. И вдруг слышим вопрос: “О, русские! Из России?”. Вопрос задал молодой каирец, занятый тем, что закрывал рольставни своей небольшой лавки.
Мусульманам краснеть не за что: эту войну не они начинали
Народ, который не знает свою историю, или же знает ее, но не знает, что она фальшивая, не имеет будущего, впрочем, как и страна, в которой он живет...
Первым на вопрос среагировал я. Это было сделано “на автомате”, поскольку, кроме всего прочего, в нашей группе я был переводчиком: “Да, – говорю, – из России, но не русские”. Он удивленно: “Не русские? А кто?”. “Мы татары, – отвечаю ему, – знаешь таких?” Он радостно: “Конечно, знаю! Мамлюки!”. На том и разошлись. Но поскольку этот короткий диалог с тем парнем был понятен и моим коллегам, то он внес оживление в наш разговор, направив его в новое, историческое, русло. И мне пришлось объяснять своим коллегам, почему тот молодой египтянин идентифицировал нас, татар, как мамлюков.
О мамлюках, они, конечно же, слышали – все мои коллеги были люди образованные. Но когда они услышали от меня некоторые подробности, а также выяснили, почему для нашего неожиданного собеседника татары и мамлюки являлись понятиями идентичными, были весьма удивлены. Один из них даже возмутился: “Но почему нам этого не рассказывали?!”
Потому и не рассказывали, что татарская составляющая российской истории всегда была под запретом: и в царской России, и при Советах. Даже в наши дни, когда в целом вся историческая наука вздохнула свободно, сборсив с себя многовековые идеологические оковы, моим коллегам историкам, занимающимся изучением средневековой истории России в, скажем так, “татарском” ее преломлении, приходится отдуваться в прокуратуре, поскольку “доброжелатели” пишут кляузы, будучи убежденными в том, что татары, изучающие свою историю, совершают преступление.
«Мне нравятся мусульмане: они не стыдятся своего Бога». Абдулла Квиллиам. Часть 2
Прежде, чем продолжить разговор о самом Абдуллахе Квиллиаме, я хочу привлечь внимание к его книге «The Faith of Islam» («Вера ислама»), которая была упомянута в предыдущем посте.
Вернусь к красноречивому эпизоду с каирской улицы. Случившееся в тот момент еще раз показало, что мы не знаем своей истории, тогда как простой каирец, знает о нас больше. Как говорится, египетское среднее образование знает свое дело. Поэтому для того каирца все сошлось: Россия? Значит русские. Не русские? Значит мамлюки, то есть – татары, которые правили Египтом и Сирией несколько веков, выстроили великую империю, защитили эту часть мусульманского мира от разбойников-крестоносцев, но, в конце концов, вынуждены были уступить власть своим же братьям – тюркам-османам.
Поэтому не нужно также удивляться тому, что на улицах Каира много “наших” лиц, хотя, конечно же, это – все те же египтяне. Только в их жилах течет изрядная доля татарской крови – и кожа светлее, и черты лица другие, нетипичные для коптов (коренных египтян) и арабов. Если знать, что в эпоху Золотой Орды Египет, или, скажем так, Мамлюкская империя были по отношению друг к другу как два соседа, то оно и понятно – в свое время из Великой степи сюда переселялись десятки тысяч тюрков. Языковых проблем не было – правящие слои говорили на татарском, поэты и писатели создавали свои выдающиеся произведения на тюркском, воины подчинялись командам, отдаваемым на татарском языке, архитекторы и дизайнеры создавали неповторимый татаро-ордынский облик средневекового Каира.
Абдулла Квиллиам: британский сноб, ставший шейх-уль-исламом
В 1894 году Халиф султан Великой Османской империи Абдул-Хамид II присвоил коренному британцу Абдулле Квиллиаму официальный титул шейхульислама то есть высшего должностного лица по вопросам ислама) Британских островов.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить одну из старейших мечетей Каира – мечеть аль-Азхар. Ежели будет такая оказия, не откажите себе в удовольствии побродить по ней, усладить свой взор. На ее многочисленных резных деревянных воротах, отделяющих крытую часть храма от открытого пространства центральной молельной площади, вырезаны татарские орнаменты.

Татарские элементы в орнаментальной резьбе по дереву (интерьер мечети аль-Азхар, личный архив автора)
На внутренних стенах мечети нанесены космогонические символы – те же, что и на стенах булгарских сооружений на берегах Волги.

Древнебулгарская космогоническая символика и орнамент в декоре мечети аль-Азхар (личный архив автора)
Раз уж речь зашла о Волге, то ее название восходит к булгарам – русские называли ее “река булгар”, что со временем трансформировалось в Волгу. Здания – вообще отдельная история. Приведу только одну иллюстрацию, на которой весьма типичное для тюркского Египта сооружение – мавзолей знатного мамлюка.

Усыпальница знатного мамлюка в Городе мертвых, Каир (личный архив автора)
Те, кто еще не потерял историческую память и не стал “Иваном, не помнящим родства” увидят родство между таким типом сооружений в Египте и Булгаре, что в какой-то сотне километров к югу от Казани.
Читайте также:
-
Можно ли мусульманам носить одежду или обувь из свиной кожи?
Целый год носил кожаную куртку, потом мне сказали, что моя куртка из свиной кожи и носить такую кожу нельзя, правда ли это? а как дело обстоит с обувью? (Наиль)
-
Мы не одни в этом мире?
На протяжении всей истории человечество привлекало сверхъестественное. Духи, привидения и многие другие существа заполнили наши умы и захватили наше воображение. Существуют ли эти духи на самом деле? Являются ли они чем-то большим, чем просто плодом нашего воображения и иллюзией?
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
Почему не стоит читать намаз слишком быстро?
Тадиль-и аркан, означающее полное и тщательное выполнение столпов намаза, по ханафитскому мазхабу является ваджибом, а по трем остальным фарзом. Казалось бы, что изменится, если человек совершит свой намаз быстрее, если он в состоянии это сделать?
-
Правда ли, что зеленый цвет - цвет ислама, а красный - цвет шайтана?
Есть ли в Исламе значение какого-либо цвета, как например: «Зеленый цвет- это цвет ислама, черный – цвет траура, а красный – это цвет шайтана»?
-
Не пропустите сегодня Ночь Бараат
Этот благословенный месяц делится пополам священной Ночью Бараат – с 14-го на 15-е Шаабана. Согласно тому, как Ляйлятуль-Бараат оговорена в хадисах Пророка (Мир ему и благословение), её можно назвать: Ночью смывания грехов, Ночью заступничества, Ночью прощения и милости, Ночью освобождения (от Огня Ада).
-
Эти люди читают Коран, но он их проклинает
Мы привыкли думать, что чтение Корана всегда есть богоугодное занятие. Однако, оказывается, что некоторые чтецы не заслуживают при этом ничего, кроме гнева Всевышнего.
Что же это за чтецы Корана, которые заслуживают наказания, а не награды за свое чтение?
-
3 подарка от Аллаха за чистое намерение
По большому счёту, человек всегда делает, что хочет. Он может не отдавать себе в этом отчёта, но это так. Безотчетность в действиях бывает опаснее самих действий. Выходит, сердце не осознаёт решений, но будет за них отвечать.