Страна, упомянутая в Коране
В социальных сетях наблюдается оживление по поводу открытия авиа-доступа на известные египетские курорты. Оно и понятно: в преддверии долгой и мрачной зимы жителям самой северной и самой холодной страны мира хочется понежиться в лучах южного солнца на берегах прекрасного Красного моря, а тут вдруг неожиданно открываются такие возможности.
Но пляжный отдых не всегда означает увидеть Египет, – эту страну с бездонной историей, – таким, каков он есть на самом деле. Конечно, к услугам туристов предлагается, казалось бы, максимально широкий диапазон экскурсий к различным историческим памятникам. И при упоминании истории Египта тут же приходят на память «дежурные» образы, впечатанные в наше сознание еще со школьных лет: Великие Пирамиды Гизы, храм Абу Симбел, который когда-то всем миром спасали от затопления. Кто-то, возможно, вспомнит о Луксоре или Каирском музее, но это уже будет редким исключением.
А ведь сколь бы ни были впечатляющими Великие Пирамиды Гизы, которые, к слову, обязательно должны быть посещены, увидены, в удивительном Египте есть гораздо больше того, что стило бы увидеть, чем просто посетить пирамиды. Например, Белая пустыня.
Благодаря своей теряющейся в тумане прошлого таинственной и богатейшей истории, Египет ввергает людей во всем мире в состояние благоговейного трепета, если, конечно, у них есть сердце и дар воображения. Многие отдали бы все, чтобы, задрав голову и замерев от восторга, стоять у подножия рукотворных гор-пирамид, тайны которых до сих пор остаются нераскрытыми, или удивляться великим храмам, которые не только выдержали испытание временем, но и выглядят чем-то неземным, как и пирамиды.
А ведь еще есть необыкновенная природа Египта: великий Нил и его дельта, пустыни, оазисы, горы, море и фантастический подводный мир. А еще есть люди – многоликие египтяне, добродушные, веселые, гостеприимные, носители различных культур. Для заинтересованного исследователя Египет – это также и неисчислимые сокровища, хранящиеся в его библиотеках: книги и рукописи, начиная от папирусов эпохи фараонов, и заканчивая фолиантами с замысловатой арабской вязью. Словом, Египет необъятен во всех отношениях. Его непременно стоит посетить, а еще лучше – пожить в нем некоторое время, открывая для себя все новые и новые грани этой сказочной страны, раскинувшейся на двух континентах, между двумя морями и тремя пустынями. В Египте есть много такого, что достойно внимания, что стоит увидеть и что до сих пор остается вне традиционных туристических маршрутов.
До сих пор многие потенциальные туристы, а также и те, кто уже успел побывать в Египте, могут не знать о том, что древнеегипетская эпоха – не единственная значимая историческая эпоха в Египте. А ведь Египет помнит не только фараонов, которые правили страной тогда, когда многие другие люди в других частях планеты кутались в шкуры животных в холодных пещерах и даже не владели членораздельной речью.
У Египта есть даже своя античность – эпоха правления древних греков и римлян. Затем, с IX-го века начинается история мусульманского Египта, которая в основном прошла под господством тюрков (тулунидов, мамлюков и османов), которые в совокупности правили Египтом около тысячи лет до того, как в него не вторглись дикие орды завоевателей с Запада: французов и британцев. Колониальная эпоха в ее классическом понимании продолжалась около века. На фоне колониализма промелькнул и недолгий период монархии, пока в результате революции 1952 года Египет не превратился в республику – Арабскую Республику Египет.
Все эти многочисленные периоды времени внесли свой вклад в богатую в культурном отношении и крайне разнообразную историю, остатки которой все еще можно увидеть, потрогать и, главное, прочувствовать. Помимо славных остатков истории, разбросанных по всей стране, многие культурные традиции Египта, которые до сих пор практикуются местными жителями по всей стране сегодня, вполне достойны того, чтобы их испытать; от народного танцевального шоу танура до суфийского сеанса даравиша - религиозного ритуала, сопровождаемого особыми танцами и вводящей в транс музыкой.
Если вы оказались в Каире, то да, конечно, Каирский музей, набережная Нила, Опера, рынок аль-Халили, мечеть, Аль-Азхар, мечеть Хусейна. Но все это – фасад необъятного города. Зайдите с тыла. Побродите по его древним улицам. Забудьте обо всем, осматривая грандиозную мечеть Ибн Тулуна, вмещавшую 50000 молящихся, разбросанные в исторической части города небольшие, но древние мечети фатимидской эпохи, мечети мамлюкского периода и характерные османские мечети со стройными минаретами, «потеряйтесь» в Городе мертвых. О последнем можно рассказывать бесконечно. Это целый мир, живущий своей жизнью – самый большой в мире некрополь в черте города. Здесь люди рождаются и умирают, и среди них есть такие, которые ни разу в течение всей жизни не выбираются за его стены – в окружающий его большой Каир.
Конечно, нетуристический Каир лучше увидеть в сопровождении знающего свое дело проводника, равно как и любое другое место в Египте, начиная с его, казалось бы, безжизненных пустынь, до самых густонаселенных жилых кварталов. Египет сводит с ума, он влюбляет в себя, он завораживает и покоряет. В стране, которая упоминается в Коране непременно нужно побывать.
Айдар Хайрутдинов
Читайте также:
-
Политические режимы арабских монархий. Классификация разновидностей монархического правления
С. А. Каминский, проводя классификацию монархий Персидского залива, разделил их на две группы: абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар, ОАЭ) и конституционные монархии – Кувейт и Бахрейн. В качестве критерия классификации берется способ ответственности правительства, в первом случае – перед монархом. Во втором – перед монархом и парламентом
-
Одобряемые (мустахаб) действия во время намаза
1. Чуть растопырить пальцы при поднятии рук на такбир для вступления на намаз. (Женщины не растопыривают пальцы);
2. Притронуться подушечками больших пальцев к мочкам ушей. (Женщины поднимают руки до уровня плеч);
3. Рукава не должны прикрывать кисти рук. (У женщин, наоборот, мустахаб если кисти рук в рукавах);
4. Расстояние между пятками во время кыяма на намазе на ширину четырёх пальцев рук. (Женщины ставят пятки вместе);
-
5 принципов семейного счастья от Пророка Мухаммада (ﷺ)
Счастливая семья – это мечта любого нормального человека, находящегося в согласии с собственным рассудком. Что может быть лучше, когда ваш дом заполнен радостным детским смехом и любовью, а солнечные дни счастливой семейной жизни не омрачены ненастьем недопонимания и шквалом скандалов. Однако далеко не всем удается вопреки своим мечтам достичь своего идеала.
-
Обитатель Рая, не совершавший особенное поклонение
Однажды пророк (мир ему), будучи со своими сподвижниками в мечети, сказал: «Сейчас к вам зайдет человек из обитателей рая». Мы посмотрели на дверь и увидели, что зашел один мужчина из ансаров, борода которого была влажной после омовения...
-
Для чего был создан шайтан? Разве создание зла не является злом?
Правильно ли будет вопрос такого содержания: "Для чего был создан шайтан?". Или лучше будет задать вопрос в другом направлении... У нас по этому поводу дискуссии...
-
Обязательно ли совершать жертвоприношение при рождении ребенка?
В книгах по фикху этот вид жертвоприношения связанный с рождением ребенка, называется акика. Для совершения акики нет определенного дня. Некоторые совершают акику на седьмой день, некоторые же совершают жертвоприношение, когда ребенку исполняется семь лет.
-
Их мечети закрывали и заставляли есть свинину: о нелегкой судьбе мусульман в Албании
Особый интерес представляет религиозная ситуация в Албании в коммунистический период (1945-1992). Понятно, что в условиях коммунистического строя религии некомфортно, но в марте 1967 года власти Албании приняли беспрецедентное решение. Страна была официально объявлена «атеистическим государством» (для внешнего мира эта формулировка звучала так: в Албании не существует проблемы отношений между религией и государством).
-
Как узнать, любит ли меня Всевышний или нет?
Всем нам хочется быть достойными любви Всевышнего, поскольку Его любовь к нам и Его довольство нашей жизнью – это самая главная цель жизни верующего человека. Но можно ли как-то узнать – любит ли Он меня, доволен ли Он моей жизнью?