Станут ли сирийцы гражданами Турции?

В Турции как никогда активно обсуждается вопрос о предоставлении турецкого гражданства беженцам из Сирии. На сегодняшний день турецкое гражданство получили уже более 50 000. Гражданство считается основой любого долгосрочного интеграционного процесса.

В этой связи были приняты два важных обязательства в отношении натурализации сирийцев в Турции: изменение дискурса о турецком гражданстве и изменение практики предоставления гражданства сирийским беженцам. Новые тенденции вызвали ожесточенные споры среди турецкой общественности.

С первых дней существования республики турецкое гражданство носило консервативный и ограниченный характер. Турецкая Республика строила свое представление о национальном государстве и гражданстве на основе единой этнической, религиозной и культурной самобытности.

Хотя немусульманские группы получили правовой статус меньшинств и поэтому были исключены из идеальной турецкой национальной идентичности, предпринимались попытки ассимилировать нетурецкие мусульманские группы – например, курдов – в идеальную турецкую национальную идентичность.

Само определение понятия «турок» проблематично, поскольку полиэтнические имперские корни страны наполняют этот термин скорее религиозным, чем этническим содержанием. Например, в первые десятилетия Турецкой Республики быть турком означало не столько этническую принадлежность, сколько этно-религиозную.

Споры вокруг турецкой концепции национальной и гражданской идентичности продолжаются с тех давних пор. Она оспаривается и различными политическими партиями, по-разному преподносится в политических программах.

Например, премьер-министр Турции Тургутом Озалом, занимавший этот пост в 1983-1991 гг. вынес на повестку дня вопрос об отмене запрета на использование курдского языка для общения. Таким образом, Озал оказался одним из немногих наделенных властью политиков, который не побоялся признать вслух наличие в Турции этнической неоднородности. Однако в результате его внезапной смерти в 1993 году и сложной политической обстановки эти шаги не привели к существенному изменению существующего конфликта.

В дальнейшем, президент Турции Сулейман Демирель, занимавший пост с 1993 по 2000 гг. не побоялся вернуться к признанию существования «курдской реальности» после многих лет игнорирования существования в Турции этнических меньшинств. Демирель признал тот факт, что курды в Турции не были только лишь т.н. «горными турками», как утверждалось в начале республиканского периода, но и являлись нетурецкой этнической группой, проживающей в Турции.

Однако, требования этнических меньшинств стали звучать более громко только после прихода к власти партии Ак. Одним из основных изменений, которые вошли в жизнь Турции с приходом этой партии, стала отмена в 2013 г. так называемой «Клятвы ученика», звучавшей в государственных школах Турции с 1933 г. Все учащиеся начальных школ в Турции должны были выучить наизусть и произносить клятву каждое утро перед началом занятий, воспитывая в себе гордость принадлежностью к турецкой нации, провозглашая: «Как я счастлив, называя себя турком!».

Либеральный дискурс и реформы партии Ак, проведенные в рамках процесса примирения, продолжались до 2015 года и были свернуты, когда террористическая организация РПК, известная как Рабочая партия Курдистана, активизировала свои нападения и прекратила одностороннее прекращение огня, объявив открытую войну.

Сегодня, в результате Сирийской войны, сложилась ситуация, когда дискурс о турецком гражданстве перестал обсуждаться лишь в свете определения курдской идентичности и ряда других меньшинств. Нынешняя Турция переживает совершенно новый конфликт идентичности в отношении сирийцев и других арабских меньшинств в Турции.

 

Продолжение: Станут ли сирийцы гражданами Турции? Часть 2

 Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle