Итак, в Саудовской Аравии отменен запрет на вождение автомобилей женщинами. Сообщения об этом облетели мировые СМИ, а сами саудиты объявили об этом акте по каналам государственного телевидения, а также собрали специальную пресс-конференцию в Вашингтоне. Новый закон вступит в силу не сиюминутно, а лишь в июне 2018 года.
Запрет на вождение авто женщинами действовал в КСА десятилетиями. Однако в обществе назрел «кухонный» протест, поскольку КСА хоть и закрытая страна, но она не вычеркнута из мирового медиа-пространства, благодаря чему население понимало, что выглядит в глазах мирового сообщества, в том числе и мусульманских стран не очень презентабельно.
Борьба за более широкие права для женщин в КСА была сложной, и ее активисты подвергались арестам за нарушение запрета на вождение автомобиля. Среди таковых можно назвать Манал аш-Шариф, сотрудницу Aramco, которая осмелилась водить авто в восточной Саудовской Аравии вместе с Ваджихой ал-Хувайдар, - ветераном саудовского феминистского движения, которая записала инцидент для распространения в социальных сетях.
Понимая абсурдность запрета, а также осознавая настроения, царящие в народных массах по поводу данного запрета, саудовские власти были вынуждены разъяснять природу и причины запрета. Например, людей убеждали в том, что женщина за рулем не отвечает традициям саудовской культуры, что водители-мужчины будут теряться и отвлекаться, если вдруг увидят женщину за рулем в соседнем автомобиле. Высказывались опасения, что если женщины получат право управлять автомобилем самостоятельно, то это выльется в беспорядочные сексуальные связи между посторонними друг для друга мужчинами и женщинами, что в результате обрушит институт саудовской семьи. Высказывались и обоснования медицинского характера, в частности, утверждалось, что вождение автомобиля женщиной негативно скажется на ее репродуктивных функциях.
Называются разные причины отмены запрета на вождение авто саудовскими женщинами. Например, The New York Times считает, что решение было принято из желания поднять репутацию королевства перед мировой общественностью. Высказываются предположения о том, что снятие запрета на вождение авто женщинами было вызвано падением цен на нефть, что вынуждает саудовские власти диверсифицировать экономику страны в сторону меньшей зависимости от экспорта углеводородов и большего привлечения подданных короля к трудовой деятельности в «народном» хозяйстве. Из меньших причин снятия запрета называются такие причины, как падение уровня доходов населения, что стало сказываться на способности женщин заказывать для себя такси.
Между тем, в КСА еще сохраняются семь запретов по отношению к женщинам. Это такие действия, которые саудовские женщины до сих пор не могут сделать, не нарушив при этом законы королевства и правила традиционного семейного уклада. И даже если через несколько месяцев саудовские женщины сядут за руль сами, то некоторые вещи для них все-таки останутся запретными:
1. Запрещено принимать пищу в общественных местах с открытым лицом. Это вызвано традицией ношения женщинами покрывала для лица. Принимая пищу, женщина не имеет права снимать эту завесу.
2. Запрещено носить красивую верхнюю одежду. Традиционный саудовский женский дресс-код предписывает женщине носить широкий, длинный в пол и при этом скрывающий ее формы плащ «абаййа».
3. Запрещено свободно общаться с посторонними мужчинами, находящимися вне круга ее семьи. За нарушение этого запрета предусмотрено заключение в тюрьму.
4. Запрещено выходить замуж по любви, т.е. за того, кого женщина сама хотела бы видеть в качестве своего супруга, а также запрещено выходить замуж за не-мусульманина или за шиита.
5. Запрещено путешествовать без разрешения опекуна и без сопровождения.
6. Запрещено самостоятельное открытие банковского счета. В Саудовской Аравии женщины по-прежнему нуждаются в разрешении своего мужа для открытия счета в банке.
7. Запрещено устраиваться на работу. Несмотря на то, что правительство КСА уже не требует от женщины разрешения ее опекуна на работу, многие работодатели по-прежнему требуют предоставления такого разрешения.
Как видим, многие запреты имеют шариатскую подоплеку, поэтому трудно предположить, что они когда-либо будут аннулированы. В любом случае, в лице КСА перед нами разворачивается процесс противостояния, в котором с одной стороны находятся нормы, являющиеся краеугольными камнями в здании ценностей традиционного общества, а с другой стороны – веяния времени и требования насущной необходимости. И лишь время покажет, чем закончится это драматическое противостояние.
Айдар Хайрутдинов