В октябре 2017 года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман (род. 1985 г.) заявил, что возвращение «умеренного ислама» является ключом к его планам модернизации королевства Персидского залива.
Что стоит за формулировкой «возвращение умеренного ислама» для государства, предтечи которого возникли еще в середине XVIII века? Тогда в 1744 г. в центре Аравийского полуострова правитель городка Ад-Диръия Мухаммад ибн Сауд (1710-1765) и харизматичный проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1792) загорелись идеей создания единого арабского государства, независимого от Великой империи Османов как политически, так и идеологически.
В результате, в Королевстве Саудовская Аравия, государстве, о создании которого официально было объявлено 23 сентября 1932 года, до сих пор правит династия, берущая начало от упомянутого Мухаммада ибн Сауда. А что касается Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба – то это тот самый человек, отчество которого легло в основу религиозного течения в исламе, известного как ваххабизм и которое, говоря обывательским языком, до сих пор является официальной в Саудовской Аравии идеологией и формой функционирования ислама. Обывательским, поскольку в самой Саудовской Аравии такое понятие не используется. Те, кого непосвященные называют ангажированным термином ваххабиты, сами себя называют саляфитами, т.е. приверженцами ислама, который исповедовали благочестивые предки.
И что же: Мухаммад ибн Салман решил избавиться от идеологии, благодаря которой аравийские бедуины в свое время смогли создать свои государства, а последнее до сих про процветает и является одним из сильнейших на Ближнем Востоке? Мне кажется, это чересчур смелое утверждение.
Здесь самое место дать побольше информации о ваххабизме, о саляфизме, их истории, причинах возникновения, основных идеях, особенностях, нюансах, эволюции и прочих деталях, но… Дело в том, что на эту тему написано огромное количество трактатов, книг, статей, причем, как внутрирелигиозных (т.е. написанных мусульманскими учеными), так и исламоведческих, являющихся плодом труда академических ученых. Таким образом, ваххабизм и саляфизм давно уже являются предметом горячих дискуссий в среде мусульманских ученых. Не менее активно данные религиозные течения исследуются и научным сообществом исламоведов, историков-востоковедов, политологов, социологов и пр. Поэтому я не буду погружаться в эту тему.
Для нас важно другое: когда после выступления наследного принца (НП) Мухаммада бин Салмана и его слов о возвращении «умеренного ислама» стали распространяться слухи о том, что претендент на саудовский трон решил отказаться от ваххабизма, то нужно понимать, что это не совсем так, а скорее – вообще не так. Правильнее было бы говорить о том, что НП Мухаммад ибн Салман настроен на модернизацию страны, которая невозможна без избавления от, говоря его словами, «деструктивных» элементов, имеющих место быть в системе государственной идеологии, т.е. в саудовской версии ислама.
По мнению НП Ибн Салмана Саудовская Аравия «не была такой до 1979 года», когда в Иране произошла Исламская революция, а боевики-махдисты заняли Большую мечеть Мекки, после чего произошел штурм, случилось кровопролитие и погибло много хаджиев, захваченных махдистами в заложники. Как видим, Мухаммад ибн Салман не собирается избавляться от государственной исламской идеологии, которая была заложена в саму основу Саудовской Аравии.
На мой взгляд, его не устраивают некоторые перегибы, из-за которых насилие стало восприниматься как норма, санкционированная религиозными авторитетами. Почему он решил внести поправки, другой вопрос, и его мы рассмотрим в дальнейших публикациях на эту тему.
Сейчас нужно уяснить, что то, что собирается делать НП Ибн Салман в области идеологии требует серьезного исследования, глубокой аналитики с фактами на руках и цитатами из первых уст. А то, что мы слышим и читаем в медиа-пространстве, все эти кричащие заголовки «Наследный принц решил отказаться от ваххабизма!», «Саудовская Аравия отрекается от ваххабизма!», – всего лишь журналистские уловки, предпринимаемые с целью ошарашить читателя, привлечь его внимание и заработать больше просмотров.
Неужели кто-то думает, что Ибн Салман настолько неразумен, что в одночасье откажется от идеологии, лежащей в основе государства? Вот так возьмет и выбросит ее на свалку истории, объявив ошибкой и заблуждением, как это сделали в странах бывшего социалистического блока с их марксизмом-ленинизмом? Нельзя ставить на одну доску проходимцев, стоявших у власти в так называемых социалистических странах, и представителя древней правящей династии, который помнит поименно и чтит многие поколения своих предков, воспитан на ценностях, совершенно отличных от тех, которыми руководствовались слабоумные маразматики, развалившие одним росчерком пера целый мир и погубившие сотни миллионов жизней.
В любом случае, за Ибн Салманом стоит его отец – умудренный опытом правления государством король Салман ибн Абдул-Азиз (род. 1935). Не думаю, что отец предоставил своему сыну абсолютную свободу действий. На Востоке так не принято. Уверен, что король знает, как бьется сердце его сына и о чем его мечты. Король, конечно же, помнит, к чему приводили неразумные действия его братьев – предшественников на троне: случались и государственные перевороты, и насильственные смерти членов правящей династии. Было много всего. Неужели король Саудовской Аравии не понимает, что неосторожные движения его сына в невероятно чуткой и болезненной сфере религиозных убеждения могут привести к горьким последствиям?
Поэтому нельзя говорить об «отказе от ваххабизма», ибо это неверно с любой точки зрения. На мой взгляд, можно с осторожностью говорить о реформе саляфизма, которую задумал и начал осуществлять НП Мухаммад.
Повторюсь: нужно изучать происходящее в КСА, следить за официальными выступлениями наследного принца, за принимаемыми им решениями и действиями, нужно представлять, чего он хочет и к чему стремится, насколько он последователен и решителен, какие силы за ним стоят и существуют ли они вообще. Тогда и будет видно, отказывается он от «ваххабизма» или речь идет о чем-то ином. В любом случае, очевидно, что Саудовская Аравия вступила в эпоху больших перемен, и она уже не будет прежней.
Об этом и продолжим в следующий раз, ин ша Аллах.