Если разделить мискаль на двадцать четыре части, то каждая из них будет называться каратом. Следовательно, один карат равен одной двадцать четвертой части мискаля.
Для определения веса драгоценных вещей применяется исчисление в каратах. Чтобы можно было оперировать такими неделимыми понятиями, как половина, треть, четверть, одна шестая, одна восьмая используется число 24.
Может ли разниться вес монетарного дирхама?
Во времена пророчества и эпоху халифата в ходу были серебряные деньги, называвшиеся «дирхам» и золотые, которые назывались «динар».
Был ли одинаковым вес использовавшихся тогда дирхамов или нет?
Если удовлетвориться очевидной стороной преданий, дошедших с той поры, то придется признать, что вес дирхамов был различным: согласно некоторым сообщениям, в годы пророчества в ходу было три вида дирхамов:
1) каждый десяток дирхамов был равен десяти мискалям, 2) каждый десяток был равен пяти мискалям и 3) каждый десяток дирхам был равен шести мискалям. Во время правления халифа Умара (р.а.) эти три вида дирхамов были усреднены, и стали чеканиться дирхамы, десяток коих был приравнен к семи мискалям.
Согласно другому сообщению, в тогдашних мусульманских странах в употреблении были иранские дирхамы трех видов: 1) дирхам весом в двадцать карат, 2) дирхам весом двенадцать карат и 3) дирхам весом десять карат. Халиф Умар (р.а.) объединил эту троицу и повелел чеканить дирхамы весом 12 карат. Если принять один мискаль за двадцать карат, то десяток дирхамов весом 12 карат будет равен семи мискалям. Согласно третьему сообщению, в ту пору в ходу было два вида дирхамов: 1) дирхам под названием табариййа, (ﻄﺑﺮﻴﻪ) вес которого был равен четырем даникам, 2) дирхам под названием багалиййа ( ﺑﻐﻠﻴﻪ) вес которого равнялся восьми данкам. Отметим, что данк (мн. дауаник) это: а) мера веса, равная ½ дирхама; б) мелкая монета. Само слово заимствованоиз тюрского языка и восходит к слову тәнкә (монета). В современном татарском языке слово тәнкә означает рубль. В русском языке тәнкә трансформировалось в слово деньга. Эти две единицы, т.е. табариййа и багалиййа были усреднены и стали чеканиться дирхамы равные шести даникам.
Согласно этим сообщениям, до времени правления досточтимого халифа Умара (р.а.) вес дирхамов был разным, и лишь по распоряжению этого халифа стали чеканиться дирхамы, десяток которых был приравнен к семи мискалям.
Принято принимать выкладки факихов вместе с их содержимым. Описанные выше нюансы могут быть результатомсубъективного подхода того или иного факиха. Неизвестно, сохраняли ли факихи в своих сообщениях аутентичные выражения или же передавали только смысл сказанного.По нашему мнению, в выражениях, из которых состоят дошедшие до нас сообщения, не имеется каких-либо свидетельств о существовании различий в мерах веса, поскольку если дирхам был из чистого серебра, то такой дирхам назывался дирхам«десятой пробы» (вазнашара). Если же это был сплав, шесть десятых долей которого являлись чистым серебром, а четыре десятых — медью, такой дирхам назывался дирхам«шестой пробы» (вазн ситта). Если сплав содержал поровну серебра и меди, то такой дирхам назывался «пятой пробы» (вазн хамс). В таких выражениях числа обозначают не вес дирхама, а его пробу. По приказу халифа Умара (р.а.) дирхамы были приравнены к седьмой пробе (вазн саб‘), следовательно, седьмая часть таких монет была чистым серебром, а три десятых — медью.
Информация, излагаемая в трактате имама Макризи «Изготовление дирхамов и динаров» подтверждает наше утверждение.
Хадрат Макризи в своем трактате пишет:
«В 573 году султан Салахаддин повелел чеканить дирхамы из сплава, в коем половина была серебром, а половина — медью. Эти дирхамы имели хождение в Египте и Сирии до 622 года, пока в месяц зу-л-каада названного года досточтимый Насраддин Мухаммад бин ал-Адил Мухаммад ал-Аййуби не стал чеканить дирхамы из сплава, состоящем из двух третей серебра и трети меди. Эти дирхамы были в ходу в Египте и Сирии до эпохи султана Захира Бейбарса. Досточтимый султан Захираддин Бейбарс повелел чеканить дирхамы, в которых соотношение серебра и меди составляло семьдесят к тридцати».
Из слов имама Макризи становится ясным следующее: разница и изменения касались не веса дирхамов, но их пробы. Возможно, султан Бейбарс распорядился чеканить дирхамы семидесятой пробы, следуя практике халифа Умара (р.а.).
В словах передатчиков преданий употребляются такие фразы, как: «дирхам бывает десятой, седьмой и шестой пробы», а более поздние поколения подумали, что речь идет о «весе десяти мискалей» или «весе семи мискалей».По-другому и не могло быть. Иначе не было бы необходимости говорить «каждый десяток дирхамов весом в десять мискалей», было бы достаточно сказать: «каждый дирхам весом мискаль».
Айдар Хайрутдинов