Стоит только оглянуться в недавнее прошлое как память восстанавливает печальные и трагические картины. И неважно насколько далеко в прошлое обращен мысленный взгляд, - на несколько ли дней, на несколько ли лет и десятилетий… Картина все та же: льется человеческая кровь, на земле творится раздор и правит бал несправедливость. Еще свежи в памяти сообщения о терактах в Париже, Брюсселе, а теперь уже и в Ницце.
Тут же вспоминается попытка государственного переворота в Турции. И фоном всего этого беспредела являются сотни и тысячи человеческих жизней, обрывающихся ежедневно в странах Ближнего Востока и мусульманского мира в целом.
Похоже, известный современный политолог Самюэль Хантингтон был прав, когда двадцать лет тому назад предупредил человечество о грядущем столкновении цивилизаций в своей одноименной книге. Причем, акцент он сделал именно на столкновении Запада с мусульманским миром.
На чем же основывался автор, когда обосновывал свои нерадостные прогнозы в тот час, когда мир торжествовал по поводу окончания холодной войны? Возможно, напряжение эпохи противостояния двух социально-экономических систем в лице ее главных действующих сил США и СССР было настолько всеобъемлющим, что иные линии напряжения пребывали в тени этой глобальной войны без огня.
Однако они затаились в религии, культуре, мировоззрении, продолжая питать свои корни событиями исторического прошлого, обусловленного колониальной и географической экспансией Запада. Все эти затаившиеся угрозы дали о себе знать сразу же, как только пал железный занавес и Запад вновь почувствовал себя победителем и единственным распорядителем на планете.
Ответы на некоторые вызовы современной ситуации можно найти в работе Хантингтона, в которой выделяют пять основных посылок.
Первая заключается в том, что, по мнению автора, модернизация экономической и социальной сферы не приводит, как это ожидается, к созданию универсальной культуры и не способствует тому, что не западные сообщества повернутся в сторону Запада.
Вторая посылка гласит о происходящем смещении баланса в весомости различных культур.
Третья посылка утверждает, что формируется новый миропорядок, основанный на конкурирующих ценностях.
Четвертая посылка отмечает наличие у Запада притязаний на универсальность, что будет приводить к приграничным конфликтам.
Пятая посылка гласит, что мирового противостояния культур можно избежать лишь в том случае, если Запад будет укреплять свою сплоченность под предводительством Америки, которая, в свою очередь, будет держать себя в рамках.
Действительно, Хантингтон уловил отблески пламени грядущего хаоса, однако, вместо пяти посылок он мог бы огласить одну единственную, а именно: что конфликт цивилизаций будет генерироваться Западом, который, демонстрируя себя как «суперсилу» и эталон «правильной жизни», всякий раз будет сам решать, какую «справедливость» он поддерживает, и устанавливать нужный ему порядок в мире огнем и мечом.
Айдар Хайрутдинов