На фоне борьбы с пандемическим штормом обнажаются коварные скалы и рифы внутренних проблем, грозящих катастрофой для государства. В каждой стране, столкнувшейся с проблемой коронавируса, имеются свои уникальные и не очень линии напряжения.
Возьмем, к примеру, Пакистан. Здесь назревает серьезнейшая, если не катастрофическая эпидемиологическая ситуация, поскольку в этой стране усилия властей по борьбе со вспышкой коронавируса могут быть блокированы из-за саботажа религиозных групп и их давления на решения, принимаемые правительством.
При этом, Пакистан является шестой в мире страной по численности населения, составляющим около 220-230 миллионов человек. И в такой стране отсутствует централизованная государственная система здравоохранения. Одна только попытка представить последствия этого недостатка может ввергнуть в панику.
В настоящее время число больных коронавирусной инфекцией в Пакистане растет быстрыми темпами в основном за счет пакистанцев, возвращающихся из Ирана. А о плачевности коронавирусной эпидемии в Иране уже знает весь мир. Инфекция, поступающая в Пакистан извне, в виде людей, скрывающих симптомы заражения, приводит к скачку случаев заболевания на местном уровне – среди людей, которые не покидали места своего обитания.
Государственные службы констатируют, что рост заболеваемости развивается по траектории более крутой, нежели в случае с Ираном, Италией и Соединенными Штатами. Согласно некоторым оценкам ситуации, у Пакистана осталось всего в одна-две недели, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.
Уже вчера был упущен ответственный момент, когда первые лица государства должны принять необходимые меры принимающие решения, чтобы спасти и жизни своих граждан, и экономику страны. Но как это сделать в стране, в которой люди не могут быть изолированы в своих домах, поскольку более 20 процентов населения живет на ежедневную заработную плату, т.е. около 40 миллионов человек вынуждены каждый день выходить на поденную работу, чтобы заработать себе на пропитание. Другие миллионы людей также не смогут прожить в режиме изоляции больше нескольких недель если вдруг потеряют работу и правительство не сможет им помочь – у них попросту нет накоплений на черный день.
Власти признают, что инфекционный кризис разразился в худшее для Пакистана время. Так, премьер-министр страны в своем выступлении на прошлой неделе предупредил, что Пакистан не может позволить себе экономические издержки, вызванные закрытием городов на карантин.
Правительство Пакистана уже обратилось к международному сообществу с просьбой рассмотреть вопрос о списании задолженности. Экономические потери Пакистана будут колоссальными, и, возможно, приведут к социальному взрыву и дефолту. Премьер-министр так и сказал, что если даже удастся спасти население от вируса, то они все равно умрут от голода, вызванного экономическим коллапсом страны.
Существует еще одним усугубляющий ситуацию фактор, а именно: зашкаливающее религиозное рвение масс, если не сказать фанатизм. Правительство Пакистана демонстрирует неспособность обеспечить карантин или режим ЧС по всей стране, поскольку это приведет к росту протестных настроений в среде мусульман.
За последние две недели лидеры мусульманских масс уже отказались подчиниться призыву правительства ограничить появление в местах массового скопления людей, в первую очередь, в мечетях и на религиозных собраниях. Так, на прошлой неделе во время пятничного намаза мечети по всей стране до отказа были заполнены миллионами людей, несмотря на призыв правительства не покидать дома. Власть в Пакистане откровенно боится задеть или оскорбить религиозные чувства своих граждан. Поэтому и там, и тут представители власти вынуждены заверять, что мечети не будут закрыты.
С другой стороны, духовные лидеры пакистанских мусульман сами активно лезут на рожон, утверждая, что никто не может заболеть иначе, как по воле Аллаха. Конечно, это так. Но при этом, почему-то никто из них не вспоминает пророческий хадис о верблюде, которого сперва следует привязать, и уже затем полагаться на Бога, т.е. на Бога нужно надеяться, но и самому нельзя плошать.
Наблюдатели отмечают, что нерешительная позиция правительства в деле выстраивания отношений с религиозными лидерами и массами является отражением многолетней политики страны по централизации роли религии в управлении государством.
Например, премьер-министр страны был вынужден лично отговаривать одного известного религиозного ученого, чтобы тот отменил ежегодное крупное собрание, которое должно было состояться две недели назад. Увы, отговорить не удалось.
В результате, религиозное собрание, которое продолжалось в течение нескольких дней и привлекло людей из более чем 90 стран, создало дополнительные предпосылки для распространения вируса, ведь по данным пакистанских СМИ, на этом собрании присутствовало более 250 000 человек.
Правительство Пакистана стоит перед выбором: наберется ли оно решимости предпринять решительные меры независимо от каких-либо идеологических, социальных, культурных и финансовых ограничений, или же пойдет на поводу религиозных авторитетов, дабы не раскачивать лодку?
Сформулирует ли государство политику, опирающуюся на реальные факты и научный подход, или оставит все на милость религиозных лидеров, которые, зачастую, озабочены лишь поддержанием своего имиджа вопреки здравому смыслу и презирая безопасность внимающих им людей.
Айдар Хайрутдинов