Начало: Об исламофобии. Проблема определения понятия
Продолжаем знакомить с предисловием, которое написал член британского парламента Халид Махмуд к докладу под названием «Об исламофобии».
«Два года тому назад Великобритания стала свидетелем серии терактов, которые подтвердили эту реальность. 2017 год был поистине annus horribilis 1 для британских спецслужб. На британской земле было совершено пять террористических актов: четыре – под влиянием ядовитых штаммов исламистского радикализма и один – руками крайне правого антимусульманского экстремиста.
С тех пор были возобновлены усилия по борьбе с этим многоголовым чудовищем экстремизма. И в последнее время большое внимание уделяется его антимусульманским вариантам. Как же тогда мы должны бороться с антимусульманскими предубеждениями, предрассудками и дискриминацией?
Некоторые из моих коллег по Общепартийной парламентской группе по британским мусульманам (ОПГБМ) пришли к убеждению, что ответ заключается в принятии конкретного определения исламофобии – как об этом говорится в докладе, опубликованном в конце прошлого года. Это делает «исламофобию» близкой к «антимусульманскому расизму». Со своей стороны, я всегда сохранял свои сомнения. Я приветствую это чувство и ценю искренность, с которой многие депутаты и комментаторы подходят к этому вопросу. Но в равной степени меня беспокоит то, как это определение было сформулировано и, по-видимому, должно действовать.
На самом широком уровне мне уже давно стало ясно, что термин «исламофобия» имеет, – как это ясно видно из этого превосходного нового доклада о политическом обмене, – глубоко проблематичную историю. Несмотря на все то, что оно говорит о подлинных проблемах нашего общества, это слово было использовано некоторыми из самых противоречивых групп внутри британских мусульманских общин, чтобы оказать власть и влияние на те же самые общины.
Такие организации, как Мусульманский совет Британии (MCБ), чьи претензии на то, чтобы быть репрезентативным голосом британского мусульманского мнения, остаются глубоко сомнительными, стремятся контролировать риторические и интеллектуальные границы наших разнообразных сообществ. Они используют крик «исламофобия» как «вето хеклера2» , чтобы подавить альтернативные точки зрения.
Более того, выдвигая обвинение, они присваивают себе право определять, что такое Ислам, и что думают мусульмане, тем самым проводя крайнюю форму политики привратника. До сих пор «исламофобия» была очень нагруженным термином, используемым для продвижения конкретной, секционной повестки дня. Оно было развернуто для того чтобы обрамить предел того, что можно или нельзя сказать об исламе и мусульманах – как немусульманами, так и самими мусульманами.
Поразительно, что меня, гордого мусульманина и депутата парламента от города Бирмингема, который имеет самую большую мусульманскую общину в Великобритании, МСБ и его сторонники регулярно клеймят как исламофоба. Я знаю парламентариев-мусульман, таких, как, например, баронесса Фолкнер , которые также стали мишенью для нападок.
Есть также и мусульманские антиэкстремисты, как, например, Сара Хан. Несомненно, одобрение мною этого доклада означает, что в будущем это слово будет брошено в меня с новой силой. Но это точно доказывает мою точку зрения: слишком часто термин «исламофобия» был политизирован, чтобы обслуживать интересы большинства спорных областей нашего сообщества.
Определение, предложенное ОПГБМ, кажется маловероятным, чтобы изменить эту ситуацию; в действительности оно лишь усугубляет проблему. Со своими расплывчатыми ссылками на «мусульманство», оно оставляет открытым вопрос о том, что же это такое, и кто будет давать определение этому феномену? Риск, конечно, должен быть в том, что это будет служить в качестве стимула для выработки новой формы коммуниалистской, привратной политики».
1.Аnnus horribilis (лат.) - ужасный год.
2. В американском дискурсе о свободе слова «вето хеклера» - это ситуация, в которой сторона, не согласная с посланием оратора, может в одностороннем порядке инициировать события, которые приводят к тому, что оратор замолкает. В юридическом смысле «вето хеклера» возникает, когда право спикера сокращается или ограничивается правительством, чтобы предотвратить поведение реагирующей стороны. Общим примером является прекращение выступления или демонстрации в интересах поддержания общественного спокойствия на основе ожидаемой негативной реакции кого-либо, выступающего против этой речи или демонстрации.
Айдар Хайрутдинов