«Технологии, техническое превосходство как гарант силы и власти – это, оказывается, ерунда. Идеология решает все, заявил мне как-то мой друг-технарь». Услышать такое из уст человека, который всю жизнь занимался «железом» и за счет этого обеспечивал себя, было удивительно. Но пуще удивления его слова заставили меня еще раз задуматься о роли идеологии в жизни человека и человечества.
Одним из изъянов советской идеологии было то, что страна отгородилась от внешнего мира, жила за железным занавесом. Да, цели этой изоляции, казалось бы, были благие: отгородить население от тлетворного влияния Запада. Но на самом деле желание отгородиться свидетельствовало лишь о том, что в СССР отсутствует конкурентоспособная идеология, ценности, воспитание, способные успешно противостоять натиску западной «культуры» в формате открытого столкновения. Там, наверху, в советском руководстве осознавали, что не смогут объяснить народу, почему побежденные немцы живут лучше победителей. Вот и предпочитали держать людей за занавесом и вешать ему на уши лапшу о превосходстве коммунистических идеалов.
Но разве человек, воспитанный на истинных ценностях, променяет их на то, что хуже? Неужели знание истины он променяет на колбасу? Если да, то его истины не истинны. Именно это и произошло: железный занавес пал и началось то, что началось, и о чем мы все прекрасно знаем. Советскому Союзу не помогли остаться на плаву достижения до предела милитаризованной экономики, поскольку, как только рухнул занавес, идеология испарилась. А испарилась она по той причине, что была основана на ошибочных основаниях и лжи. Так что, мой друг оказался прав.
Между тем, борьба на идеологическом фронте никуда не делась. Она продолжается по всему миру. Западная «культура» продолжает навязываться во всех уголках планеты. Естественно, что она наталкивается на сопротивление. И хорошо, что в мире существуют государства, способные оказывать сопротивление, в том числе и идеологическое, что, как минимум, позволяет избежать кровопролития. Этакая межцивилизационная шахматная партия, в которой в роли фигурок выступают духовные и культурные ценности. Хотя одна из сторон этой партии не чурается применять оружие и проливать кровь своего оппонента. В общем, играет не по правилам.
Тем не менее, одной из стран, способных вести свою игру является Турция. Не скажу, что в этой стране восторжествовал искусственно насаждаемый культ ненависти к Западу. Отнюдь. Турция сильно вестернизирована. В чем-то даже чересчур. Но в сфере идеологии в последние годы очевиден тренд на обращение к истокам и к религиозным ценностям. Турецкое телевидение с его пятьюстами телеканалами, а также мощная киноиндустрия – один из проводников этого тренда. Турецкие сериалы стали заметным явлением в культурном пространстве не только мусульманского мира. Но речь сейчас не столько о мыльных операх, сколько об исторических сериалах и об оказываемом ими влиянии на сознание миллионов людей. Оно должным образом оценивается.
Например, весной этого года премьер-министр Пакистана Имран Хан заявил, что молодежь его страны может «изучать исламскую этику и ценности, сидя перед телевизором в этот Рамадан». Такая возможность для пакистанцев была предоставлена после того как государственная телекомпания PTV начала транслировать культовый турецкий сериал Dirilis: Ertugrul, известный как «Воскресение: Эртугрул» на английском языке, которым в Пакистане владеют почти все.
Имран Хан сказал также, что этот сериал (трансляция которого совпала со священным для мусульман месяцем и локдауном), лучше, чем то, что предлагает западная и болливудская культура: «Культура идет из Голливуда в Болливуд, а потом сюда… таким образом продвигается культура третьих рук, - уточнил Имран Хан журналистам, и добавил - Это плохо сказывается на наших детях».
Имран Хан подчеркнул, что хочет, чтобы «наши дети и молодежь знали, чем отличается наша культура», что в ней также есть и романтика, и история. Кроме того, глава государства отметил, что турецкий сериал несет имеет исламские ценности. Кстати, первый 45-минутный эпизод вызвал в Пакистане бурю восторга, что отразилось на приветственной реакции зрителей в социальных сетях.
Таким образом, сериал об Эртугруле дал мусульманам понять, что они имеют великую историю, он пробудил воображение мусульман, их мысль и надежды. Возможно, со временем придет понимание того, почему в мире восторжествовали не только сомнительные, но и откровенно античеловеческие ценности, и как исправить ситуацию, ведущую человечество к погибели.
Между тем, следует трезво относиться к реальности: западный истеблишмент не намерен налаживать культурный контакт с мусульманским миром. Недавние события на Южном Кавказе – яркий тому пример: о варварстве армянских оккупантов, о тысячах жертв, павших в ходе ходжалинской резни, о разрушенных мечетях, об оскверненных мусульманских кладбищах западный мир молчит. Но Запад вдруг озаботился судьбой одного из монастырей на земле, которую азербайджанцы освободили от оккупации, мол, нужно защитить памятник архитектуры! А о том, что нужно защитить людей от головорезов, почему не подумали?
Зная о столь избирательном подходе основанной на двойных стандартах западной логики, в принципе и говорить-то не о чем – на Западе нет тех, кто способен понять абсурдность своего поведения. Они так воспитаны. Боюсь, что от человека в них остался только внешний вид.
Часто оцениваемый как менторский, высокомерный, а на деле откровенно расистский подход западных лидеров, подконтрольных им масс-медиа и государственной идеологии ко всему, что связано с исламом, замечательным образом отразился в продукции западной киноиндустрии.
Когда СССР бесславно проиграл Холодную войну, место «красных» злодеев в тысячах голливудских фильмов всерьез и надолго заняли образы мусульман. Я не буду приводить примеры. Но карикатуры на Пророка Мухаммада – это вершина айсберга в той войне, которую Запад ведет против мусульман. Создатели карикатур воспитывались на голливудских поделках, вот что нужно понять.
Продолжение следует...
Айдар Хайрутдинов