24 декабря в Ливии должны состояться первые в истории страны национальные выборы. Решение о проведении выборов было достигнуто в ноябре прошлого года, когда под эгидой ООН в Тунисе собрались участники ливийского политического диалога. Выборы нужны для установления в стране новой исполнительной власти, которая должна восстановить целостность государства, сформировать новый реформированный президентский совет, а также собрать эффективное и унифицированное правительство национального единства.
К настоящему времени в качестве кандидатов на пост главы государства заявились три претендента: лидер «Народного фронта освобождения Ливии» Сайфульислам Каддафи (сын растерзанного боевиками полковника Каддафи); религиозный деятель и богослов Ариф Али Найед; и министр внутренних дел Фатхи Башага. Вполне возможно, что список кандидатов пополнится именами генерала Халифы Хафтара, который называет себя Верховным главнокомандующим вооруженными силами Ливии, и Агилы Салаха Исы – Председателя Палаты представителей Ливии.
Предполагается, что результаты выборов положат конец эре господства власти разношерстных ополченцев. А те, в свою очередь, представляют угрозу безопасности избирательных участков и, в принципе, выборам как таковым, поскольку если они пойдут на провокации и нападения с целью срыва выборного процесса, страна вновь может откатиться в хаос и даже перестать существовать как единое государство.
К настоящему моменту наиболее заметным позитивом во внутриполитической жизни Ливии является то, что за прошедший месяц новое Временное правительство национального единства Ливии (ВПНЕ) во главе с премьер-министром Абдул-Хамидом Дбейбой заявило, что ему удалось объединить около 80% важнейших государственных институтов – от исполнительной власти до законодательной, в т.ч. Центрального банка, министерства энергетики других министерств. Под эгидой временной переходной администрации разрабатываются новая конституция и избирательные законы, сохраняются многочисленные проблемы.
К примеру, самым большим препятствием является крайняя степень внутреннего раздрая участников политического процесса. Нет ясности по поводу того, согласятся ли различные, часто враждующие заинтересованные стороны принять проект конституции, чтобы заменить чрезмерно измененную Конституционную декларацию почти десятилетней давности.
Сейчас Ливии нужна постоянная конституция, пользующаяся широкой общественной поддержкой и способная быстро заложить временную конституционную основу для декабрьских выборов.
Пока такого согласия нет, ведь последнее заседание Конституционного комитета зашло в тупик. Камнем преткновения стало утверждение предлагаемого закона о выборах. Неспособность достичь соглашения до выборов в конце года просто означает, что будет назначено другое временное правительство до тех пор, пока конституция не будет разработана, одобрена, принята и одобрена на референдуме. Текущие неудачи приводят к тому, что в погоне за некоторой степенью безопасности или стабильности общины приветствуют создание местных вооруженных групп ополченцев, или даже принимают у себя иностранных боевиков и наемников.
Понимая, что судьба страны во многом будет решаться гражданами, правительство Дбейбы обязалось улучшить условия жизни ливийцев, которые истощены годами политического раскола, экономических трудностей, пандемии, коррупции, отсутствия государственных услуг, разрушающейся инфраструктуры и разрушенной системы здравоохранения. Международная помощь и донорская помощь не могут обратить вспять более чем десятилетний упадок.
Вот почему единое и функциональное правительство имеет решающее значение для выполнения обещаний улучшения условий жизни, что, в свою очередь, позволит решить некоторые насущные проблемы Ливии в области внутренней безопасности, уголовного правосудия и послевоенного восстановления. И, напротив, отсутствие единого правительства только усложнит доступность и предоставление важнейших государственных услуг некоторым наиболее уязвимым слоям населения Ливии. Это может привести к утрате доверия к правительству со стороны населения и продолжению дробления страны на самостийные анархические анклавы, с вооруженными до зубов силами самообороны.
Интересно, что при всех проблемах, которые переживает Ливия, и которые, фактически, ставят перед страной проблему выживания как суверенного субъекта международного права, чиновники продолжают безнаказанно обогащаться, пользуясь неразберихой. В условиях отсутствия подотчетности и прозрачности для них создались идеальные условия для коррупции и налаживания личного материального успеха. Раздутая бюрократия ежегодно разворовывает треть государственного бюджета.
В общем, чиновники проявляют себя во всей красе, пируя во время национальной чумы и совершенно не испытывая угрызений совести по поводу своего непатриотичного поведения.
Казалось бы, Ливия далеко от нас. Но в свое время в ее борьбе за независимость принимали участие и представители татарского народа, например, известный религиозный и политический деятель Абдрашит Ибрагимов (1857-1944) в 1911 году специально прибыл в Ливию с целью принять участие в борьбе ливийцев с итальянскими захватчиками. В Ливию в пожизненную ссылку был отправлен выдающийся татарский общественный и политический деятель Йусуф Акчура (1876-1935). Это произошло в 1897 году, когда он был арестован османскими властями за политические взгляды и критику султанской власти.