Некий охотник бродил по джунглям в поисках места для привала. Наконец, он нашел подходящее место и, удобно расположившись, приготовился, уж было, отдохнуть, как вдруг увидел лежащий поодаль череп. Поскольку делать было нечего, охотник сказал черепу: "Привет!" Изумлению охотника не было предела, когда вдруг череп ответил ему: "Привет!" Ошеломленный охотник не придумал ничего лучше, как спросить у черепа: "Ты можешь говорить?" На что череп невозмутимо ответил: "Да, я могу говорить!" Охотнику стало интересно, и он спросил: "А как ты здесь оказался?" Череп ответил: "Разговоры, брат! Я слишком много болтал!"
Охотник вдруг испугался и побежал прочь от этого места. Но мысли о говорящем черепе не оставляли его в покое и он пошел к султану той страны: "О, могущественный султан! Ты не поверишь в то, что я скажу, но ты, как повелитель, должен знать о том, что происходит в твоих владениях. Дело в том, что я наткнулся в джунглях на говорящий череп! Я просто отдыхал, и увидел лежащий на земле череп. От нечего делать я поприветствовал его, на что череп ответил мне тем же!"
Далее охотник пересказал султану недолгий диалог, который состоялся между ним и удивительным черепом. Султан слушал своего подданного с явным недоверием, которое отражалось на его лице. После рассказа охотника султан сказал: "Ты либо шутишь, либо ты сошел с ума!" Охотник возразил: "Нет, о, повелитель! Я могу держать пари!" Султан сказал: "Хорошо, раз ты настроен так решительно, то, думаю, мне стоит пойти и посмотреть на тот череп".
Вскоре целая процессия отправилась из дворца султана в джунгли. Охотник привел султана прямо к тому месту, где он познакомился с черепом. Султан неторопливо спешился, подошел к черепу и сказал: "Привет!" Однако череп молчал… Султан поприветствовал череп еще раз и более громким голосом. Череп и не думал нарушать естественный ход вещей. В дело решил вмешаться охотник. Он обратился к черепу: "Ты чего молчишь? Что случилось?" Но череп молчал!
Султан усмехнулся и сказал: "Я так и знал, ты – просто шарлатан, который отнял у меня время и выставил на посмешище!" Он взгромоздился на своего коня и, направляя его в обратный путь, напоследок кинул слугам: "Казните этого человека!"
Охотнику отрубили голову и бросили ее там же, рядом с тем черепом. Когда все удалились, череп сказал свежеотрубленной голове: "Привет!"
Голова возмутилась: "Дурак! Ты не мог заговорить немного раньше?"
Череп спросил: "А что тебя занесло сюда?"
И голова потупила взгляд: "Я слишком много болтал…"
История сия, конечно же, вымышлена, но в ней есть поучительный момент. О вреде лишних и ненужных разговоров разные народы сложили массу пословиц и поговорок. Выдающиеся мыслители и мудрецы писали в своих трудах о том, как преодолеть этот недостаток. Данный порок не был обойден вниманием благородного пророка Мухаммада (ﷺ). Известен его разговор со сподвижниками (р.а.), в котором он познакомил их с весьма эффективным способом сохранения «гигиены языка». Пророк (ﷺ) учил, что языка есть четыре применения: благодатная беседа о Всевышнем, добрый совет близкому, если тот нуждается в нем, ответ на вопрос спрашивающего, если отвечающему известен ответ. Когда Пророк (ﷺ) замолчал, сподвижники задали вопрос о четвертом применении языка. На это Пророк (ﷺ) ответил, что четвертым применением языка является его неподвижность, т.е. молчание.
Если задуматься, мы увидим, что в данном хадисе речь идет не столько о «гигиене языка», сколько о «гигиене ума». По сути, Пророк Мухаммад (ﷺ) делится методикой обуздания постоянного внутреннего диалога, который непрерывным потоком течет в каждом человеке в виде мысленного разговора. Увлеченность или, точнее, вовлеченность во «внутренний разговор» с самим собой приводит к роботизации человеческих действий во внешнем мире. Примерно так происходит обучение вождению автомобиля: вначале кажется невозможным научиться следить и за управлением, и за дорожной ситуацией, и за разговорами в салоне автомобиля, отвечать на звонки, звонить самому и т.д. Но когда умения приходят – основная масса всех операций и процессов при вождении совершается водителем автоматически. Если задуматься, то мы увидим, что автоматизация повседневных и привычных действий, которые человек совершает ежедневно из года в год на протяжении всей жизни, выполняет одну важную функцию, а именно: автоматизация жизнедеятельности освобождает место для пресловутого разговора с самим собой. Иными словами, кто-то внутри нас контролирует наш рассудок, наше умение мыслить и рассуждать. И до тех пор, пока мы не вернем себе контроль над своим умом, не приходится говорить о сколь-нибудь значимом продвижении по духовному пути.
В свете приведенного выше хадиса, важной задачей каждого мусульманина является обретение умения контролировать свой язык, свои слова. И когда «внутри» воцарится покой, тогда в человеке откроются новые возможности, как для адекватного восприятия внешнего мира, так и для адекватного поведения в нем. Немного внимания и, присмотревшись к сокровищам исламского наследия, мы поймем, что большая его часть призвана помочь человеку обрести внутренний покой и умиротворение. Действительно, кто имеет больше шансов проникнуться понятием таухида и шахады: человек, полностью погруженный в заботы внешнего мира и не имеющий ни минуты покоя для того, чтобы задуматься о смысле жизни или же человек, который обрел внутренний покой и может сосредоточиться на тончайших нюансах ощущений своего сердца?
Айдар Хайрутдинов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.