Мусульманский мир не понаслышке знает о том, что такое колонизация, и каково это – быть колонизованным. Обычно картинка при этом вырисовывается простая: колонизатор – это зло, это поработитель, а колонизованный народ – жертва, стремящаяся к освобождению от рабства. Но не все так просто.
Конечно, колонизатор несет несчастья и горе тем, кого он покоряет. При этом, колонизатор вдохновляется высокими идеями о том, что он несет цивилизацию дикарями, или демократию тем, кто в ней, как он полагает, нуждается. Но пафосные идеи – это лишь самообман, ничего более, чем попытка усыпить свою совесть, которая осознает, что ее носитель следует наущениям дьявола.
Всякий колонизатор подавляет свою совесть, но не всякий колонизатор знает, что когда он приходит на чужую землю с мечом и высокими идеями, превращая в своих рабов живущих там людей, уничтожая их язык и присваивая себе не принадлежащие ему ресурсы, то, прежде всего, губит сам себя. И это естественно, ведь тот, кто пошел на поводу у сатаны, всегда проигрывает.
Сегодня я хочу представить короткий обзор «Разговора о колониализме», небольшого эссе Эме Сезера (1913-2008) – поэта и антиколониального политика с Мартиники (см. ниже), который стоял у истоков движения негритюд (см. ниже) во франкоязычной литературе. Впервые эссе было опубликовано в 1950 году в Париже, став результатом сотрудничества Сезера с небольшим издательством, связанным с Французской коммунистической партией. Однако наибольшее распространение получило отредактированное издание 1955 года, вышедшее в антиколониальном издательстве Présence africaine (Париж и Дакар).
«Разговор о колониализме» издания 1955 года до сих пор является основополагающим произведением, а точнее – культурологическим документом, классикой мировой постколониальной литературы. Работе ставит в центр внимания ужасные последствия европейского колониализма, который сами западные колонизаторы называли «цивилизаторской миссией». Сезер опровергает этот миф, поскольку, как он пишет, вместо того чтобы возвысить не-западный мир, колонизаторы де-цивилизируют колонизированные ими народы. «Цивилизация, которая использует свои принципы для обмана, является умирающей цивилизацией», – заявляет Сезер.
Обращает на себя внимание тот факт, что Сезер не говорит о колониализме в прошедшем времени. В рассуждениях автора о колониализме утверждается, что колониализм не был и никогда не будет благотворительным движением, целью которого было улучшение жизни колонизированных народов. Мотивы колонизаторов во все времена были полностью эгоцентричными и преследовали цель экономической эксплуатации покоренных территорий и народов.
Колониальный этап мировой истории, будучи отражением присутствующей в человеке хищнической природы, не мог не привести к возникновению определенных проблем. Так, согласно Сезеру, колониализм привел к тому, что, создавая колонии и жестоко эксплуатируя их, европейские колониальные державы стали причиной появления двух главных проблем, изменивших облик планеты. Это проблема пролетариата и колониальная проблема.
Описывая колониальную проблему, созданную европейской цивилизацией, Сезер показывает неприглядные стороны Запада, прежде всего – Европы, как родины агрессивного и хищнического колониализма. Сезер проводит идею о том, что колонизаторы и осуществляемая ими политика никоим образом не могут быть истолкованы как что-то положительное.
Задавшись вопросом, чем, в сущности, является колониализм, Сезер начинает с того, чем он не является: «он не является: ни евангелизацией, ни благотворительностью, ни желанием отодвинуть границы невежества, болезней и тирании, ни проектом, предпринятым для большей славы Божьей, ни попыткой расширить правила закона. Раз и навсегда, не задумываясь о последствиях, признать, что решающими действующими лицами здесь являются авантюрист и пират, оптовый бакалейщик и владелец корабля, золотоискатель и торговец, аппетит и сила, а за ними - зловещая проекция - тень формы цивилизации, которая в определенный момент своей истории оказывается обязанной по внутренним причинам».
Говоря о связи между цивилизацией и дикостью, Сезер подчеркивает лицемерие колониализма. Он утверждает, что по иронии судьбы колонизаторы надеялись избавить колонизированные ими страны от дикости и дикарей, но на самом деле, убивая, насилуя и уничтожая землю, на которой жили «дикари», европейцы проявили свои худшие качества, сами превратившись в дикарей. Сезер называет колонизаторов варварами за то, как они обращались с теми, кто всегда жил на своей земле, вдруг ставшей колонией.
Отношения между колонизаторами и колонизованными Сезер определяет как отношения, ограниченные «принудительным трудом, запугиванием, давлением, полицией, налогами, воровством, изнасилованиями, презрением, недоверием, высокомерием, самодовольством, свинством, безмозглыми элитами, деградировавшими массами».
Выводы Сезера о природе колониализма и осуществляющих его народов звучат как диагноз. Сезер пишет: «Никто не колонизирует невинно, также никто не колонизирует безнаказанно… нация, которая колонизирует, цивилизация, которая оправдывает колонизацию, и, следовательно, оправдывает и применение силы, – это уже больная цивилизация, цивилизация, которая морально больна, которая непреодолимо, прогрессируя от одного следствия к другому, от одного отрицания к другому, требует своего Гитлера, я имею в виду свое наказание».
Сезер объясняет, почему в глазах европейцев Гитлер отличался от них самих. Дело было в том, что Гитлер применил по отношению к европейцам колониальные процедуры, которые до этого использовались исключительно по отношению к арабам Алжира, «кули» Индии и чернокожим в Африке. Иными словами, больные колониализмом европейские нации получили свое наказание в виде бесноватого фюрера, который, преследуя белых европейцев, производил насилие, чаще всего предназначенное для небелого населения.
Поскольку Сезер был чернокожим, то он делает особый упор на расовую природу колониализма. Определяя колониальные отношения как основанные на расовых различиях, он проводит сравнение между своей Родиной на Мартинике и колониями в Африке. Ставя на одну доску расизм, варварство и колониализм, он утверждает, что колонизация является формой дегуманизации, которая является результатом расизма Европы в отношении чернокожего населения в Африке и Карибском бассейне.
В своей работе Сезер ведет речь и об уникальных культурных ценностях африканских народов, их идентичности и традициях, а также об их актуальности, напоминая, что «отношения между сознанием и реальностью чрезвычайно сложны... в равной степени необходимо деколонизировать наши умы, нашу внутреннюю жизнь, в то же время, что мы деколонизируем общество».
В целом, работа Сезера оказала глубокое влияние на поколение ученых и активистов, стоявших на переднем крае освободительной борьбы в Африке, Латинской Америке и Карибском бассейне. Почти двадцать лет спустя, когда книга была впервые опубликована на английском языке, дискурс о колониализме вдохновил новое поколение, занимающееся гражданскими правами, «черной» силой и антивоенными движениями.
Мартини́ка – остров в центральной части архипелага Малые Антильские острова, расположенного в Карибском море Атлантического океана. Административно является регионом и одновременно заморским департаментом Франции.
Негритюд (букв.: негритянство) – возникшая в 30-е годы XX века культурно-философская и идейно-политическая доктрина, теоретическую базу которой составляет концепция самобытности, самоценности и самодостаточности негроидной расы. Основоположниками негритюда считаются сенегалец Леопольд Седар Сенгор, мартиниканец Эме Сезер, гвианец Леон-Гонтран Дамас.
Айдар Хайрутдинов