Жизнь пророка Мухаммада (ﷺ) преподносит нам немало сюрпризов с точки зрения его необычного поведения в обычной ситуации. Примерами необычного поведения Пророка (ﷺ) могут служить такие случаи, когда он вел себя иначе, чем в такой же ситуации повел бы себя любой другой стандартный среднестатистический человек.
Возьмем хотя бы историю с вредным иудеем, который выбрасывал свой мусор во двор дома Пророка (ﷺ). Задумаемся, а как повели бы себя мы? Пошли бы разбираться, выяснять отношения, ругаться и т.д. А ведь будучи мусульманами мы должны воспринимать поступки Пророка (ﷺ) как пример для … Здесь так и просится слово «для подражания». Но нет. Подражание – это удел глупцов. Мастера подражания – попугаи. Но мы же не попугаи. Поступки Пророка (ﷺ) – это повод не для подражания, но средство с помощью которого мы можем научиться быть более осознанными.
Помните простой хадис, который гласит «Не гневайся!». Сколько бед можно было бы избежать, останови мы вовремя свой гневный порыв, вызванный тем или иным событием, словом, действием и т.д. Вот и с соседским мусором на своем участке та же история. Прежде всего, если следовать сунне Пророка (ﷺ), нужно осознать, что нельзя действовать исходя из гнева. Сперва – успокоиться, затем – действовать. И что мы получаем на выходе? Как минимум – пойти к соседу и попытаться понять почему он так поступает.
Мы же люди и можем общаться друг с другом, находя решения любых проблем. Но задумаемся вот о чем: пойдешь разбираться и наверняка, в ходе разговора, возникнет еще другой повод для того, чтобы разгневаться. А поскольку общение с вредным соседом проходит в режиме онлайн, то может статься так, что в пылу разборок не успеешь осознать, что ты уже ляпнул что-то исходя из своего состояния «праведного» гнева обиженного человека и… все пойдет по-старому: крики, взаимные оскорбления… В общем, ничего хорошего из этого не получится.
Посмотрим же как вел себя Пророк (ﷺ). Пророк (ﷺ) – это Божий избранник, нрав и мораль которого близки к совершенству. Поэтому он поступил проще: не пошел разбираться. Он взял и вынес мусорный «бонус» вместе с мусором со своего двора. И так раз за разом, словно он и не Божий избранник, а совершенно тихий и безобидный обыватель, неспособный постоять за себя…
В чем же секрет пророческого поведения?
Каков он - тот секрет, который является удивительным ключом к разрешению заведомо конфликтных ситуаций, возникающих сплошь и рядом в ходе межличностного общения как на уровне отдельно взятых индивидуумов, так и на уровне стран и народов?
Секрет это прост, и я полагаю, называется он – осознанность. Вот ведь в чем дело: Пророк (ﷺ) – это конечно, не совсем обычный человек, хотя мы знаем, что наш Пророк (ﷺ) неоднократно заверял окружающих его людей, что он – один из них. Да, конечно же, он – один из них. Но быть одним из них не означает быть таким же как все, не так ли?
В чем же заключается отличие Пророка (ﷺ) от обычного человека? А в том, что Пророк (ﷺ) – это человек, который обрел свой центр – скрытую глубоко внутри точку абсолютного покоя. Даже ключевое исламское понятие таухид в некотором роде является отражением этого духовного состояния.
Мы говорим, что верим в Бога, но рвем и мечем, если что-то идет не так, как нам хотелось бы. Это происходит по причине того, что мы не обладаем таухидом в полной мере, мы не проникнуты им, мы лишь заявляем, что являемся приверженцами таухида. Если бы мы были проникнуты таухидом, мы осознавали бы, что та или иная ситуация, которая идет вразрез с нашими планами или желаниями, сотворена Всевышним, что она воплотилась в жизнь по Его воле и т.д. Например, для древних иудеев вавилонский плен был абсолютным злом. Но с точки зрения Создателя – это было возмездие, задуманное Им с целью вернуть заблудших к вере…
Итак, если мы бы каждую минуту своей жизни проводили в осознанном состоянии таухида, стали бы мы переживать, беспокоиться, гневаться по всякому поводу – большому или малому? Будь мы «детищами» таухида, думаю дьяволу было бы крайне трудно, а то и невозможно, вывести нас из себя…
А Пророк… жизнь Пророка (ﷺ), совершаемые им поступки - это воплощение того, как ведет себя человек, проникнутый таухидом, не так ли? Вот почему он не идет к соседу чтобы высказать ему то, что он о нем думает. Пророк (ﷺ) осознает (заметьте: вновь возникает понятие осознанность), что мусор в его дворе оказался по воле Всевышнего. А раз так, то есть ли повод проявлять недовольство по этому поводу?
История закончилась тем, что однажды Пророк (ﷺ) не обнаружил привычную уже кучку соседского мусора на своем дворе. Тогда он пошел к нему домой. Иудей лежал в постели. Он был болен. Увидев своего соседа он испугался, подумав, что тот пришел с намерением хорошенько отлупить пакостливого мерзавца. Однако Пророк (ﷺ) сказал, что был обеспокоен состоянием здоровья своего соседа когда не увидел очередную порцию отбросов и пришел его проведать. Столкнувшись с таким удивительным примером великодушия и искренней обеспокоенности, иудей принял ислам.
И если мы будем помнить о том, чем закончилась та история, то мы поймем какой божий замысел реализовался благодаря тому, что Ему было угодно, чтобы чужой мусор оказался во дворе Пророка (ﷺ).
Айдар Хайрутдинов