На 20 января 2021 года назначена дата инаугурации нового президента США Джо Байдена. И если до того в США не произойдет чего-либо экстраординарного, и 78-ми летний Байден, все же, возглавит страну, то будет шанс проверить насколько был оправдан рост оптимизма, который наблюдался в арабском после объявления победы кандидата от демократической партии на президентских выборах в США.
Честно говоря, президент Дональд Трамп имеет все основания для того, чтобы считаться разрушителем и без того уже катастрофической ситуации на Ближнем Востоке. Достаточно вспомнить его решение о признании переноса столицы Израиля из Тель-Авива в Иерусалим, о переносе туда же американского посольства, и прочие неосторожные шаги. В целом, Ближний Восток не стал спокойнее за последние четыре года президентства Трампа.
Однако считать, что при Байдене ситуация кардинально изменится, является такой же неосторожностью и проявлением инфантильности в политическом прогнозировании. С чего это вдруг при Байдене Ближний Восток станет свидетелем радикальных изменений, и порвет с печальным наследием Трампа? Для этого США должны стать совсем другими. А этого не произойдет, если только не случится что-то уж совсем из ряда вон выходящее.
Начнем с китайского вопроса. В этом направлении возможны серьезные подвижки во внешнеполитической повестке США при Байдене. Известно, что Байден имеет хорошие деловые отношения с нынешним китайским руководством. Поэтому для Байдена Китай будет представлять собой главный приоритет. Уж он то точно не будет обострять отношения с этой страной так, как это делал Трамп: торговая война, война брендов и прочие неприятности останутся в прошлом.
Иными словами, при Байдене США не будут мешать подъему Китая и его мягкой глобальной экспансии. Это будет сильно отличаться от обамовской и трамповской политики, которая выстраивалась на основе признания Китая как главной угрозы для экономики и безопасности США. Дошло до того, что средний американец был уверен в том, что Китай прогнул под себя мировые рынки, задвинув, при этом США. Поэтому многие рассматривали антикитайскую политику Трампа как историческую победу. При Байдене американцам придется отрезветь и наблюдать за тем, как Поднебесная наращивает свое могущество за счет США в том числе.
Оптимисты считают, что существует ряд ближневосточных проблем, которыми Байден якобы займется с отеческой заботой. Например, ожидается, что произойдет разворот США в азиатском направлении. Можно подумать, до этого Азия была заброшена, оказавшись вне зоны внешнеполитических интересов США. Никогда такого не было. Изменения произойдут, если вдруг Байден сделает это, то есть, отвернется от Азии. А пока никаких предпосылок для перемен: ожидается, что при Байдене арабский регион останется в списке внешних приоритетов США.
Достаточно того факта, что на Ближнем Востоке существует Израиль – главный подопечный США. Этого достаточно, что Вашингтон, может быть даже не испытывая особого энтузиазма, будет вынужден сохранять свое присутствие в этом регионе. Если взять непосредственно американо-израильские отношения, то, как и было сказано выше, особых перемен не будет. Несмотря на то, что Байден признает решение о двух государствах и даже отверг попытки Израиля навязать палестинцам детище Трампа, то есть ту самую «сделку века», как свершившийся факт, он, как ожидается, не помешает Израилю аннексировать часть оккупированного Западного берега.
Ожидается также, что Байден ослабит давление США на арабские страны, заставляя их налаживать отношения с Израилем, как это делал Трамп по отношению к ОАЭ, Бахрейну и Судану. Однако это не будет означать, что администрация Байдена будет искусственно затормаживать такую нормализацию, если появятся желающие. Лично Байден приветствовал все сделки по нормализации отношений ряда арабских стран с Израилем.
Что касается самого Израиля, то он существует не сам по себе в изолированном состоянии. Вся политическая картина Ближнего Востока рисуется только с участием Израиля. Сказать Ближний Восток – это значит сказать Израиль. Верно и обратное утверждение. Поэтому там, где Израиль, то там и арабский мир, и Турция, и Иран.
Поэтому в повестке дня Байдена, как ожидается, будут доминировать, помимо отношений с Израилем, еще два вопроса: это отношения США с неарабским Ираном, и отношения США с Египтом, Саудовской Аравией, ОАЭ, Сирией и другими арабскими странами. Администрация Байдена, скорее всего, продолжит оказание военной помощи и продажу оружия Египту, Саудовской Аравии, ОАЭ и другим арабским странам, тем самым поддерживая войну в Йемене. Все будет так, как и прежде.
Как известно, Трамп наломал дров, окончательно испортив отношения с Ираном. Достаточно вспомнить историю с односторонним и скандальным выходом США из ядерной сделки, убийство генерала Касема Сулеймани, непрерывное наращивание удушающих санкций против Тегерана. В итоге, политика Трампа по отношению к Ирану привела к катастрофическому внешнеполитическому провалу, поскольку давление на Иран привело к заключению долгосрочной сделки Тегерана с Пекином.
Иными словами, Иран полностью и на очень долгий срок ушел в зону влияния Китая. Теперь в Вашингтоне должны будут оглядываться на Китай. Прежде, чем предпринимать что-то против Тегерана. Если вообще будет такое желание, ведь Байден может и дать задний ход. В свете сказанного, ожидается, что Байден, прежде всего, вернет США в рамки ядерной сделки. А это может стать первым шагом к перезагрузке отношений между США и Ираном.
В целом, для США при Байдене Ближний Восток и Азиатский регион продолжат оставаться зонами важнейших внешнеполитических интересов. В конце концов, на своем полушарии в США проблем нет: с севера к ним примыкает дружественная Канада, с юга – Мексика, с которой всегда можно договориться. Что касается Южной Америки, то она для США, как и прежде – задний двор. Ну и два океана с востока и запада, полные рыбы. Что еще нужно для того, чтобы не париться о том, что у США под носом и заниматься своими делами в другом полушарии?