Два года тому назад 4-го февраля 2019 года в Абу Даби, во время исторического визита Папы Римского Франциска на Аравийский полуостров, был подписан межконфессиональный пакт под названием «Исторический Завет С Исламом» («Historic Covenant With Islam»). Мусульманский мир, а точнее суннитскую его часть представлял Великий имам аль-Азхара Шейх Ахмад аль-Таййб.
Я не буду рассматривать сам документ. Скажу только, что он пронизан идеями межрелигиозного братства, толерантности, сотрудничества и совместного решения злободневных проблем, тормозящих развитие человечества и благосостояние людей. С его содержанием можно ознакомиться здесь.
Здесь возникает вопрос о том, уполномочен ли Шейх Ахмад аль-Таййиб выступать от имени всех мусульман? С Папой Римским все ясно – он представляет Ватикан. Это не только государство в государстве со всеми полагающимися регалиями, но, прежде всего, один из древнейших религиозных институтов на планете за всю ее известную нам историю. Другое название Ватикана – Папский Престол, Святой Престол или, если проще, Папство. Папство – это богословский и религиозно-политический институт Римско-католической церкви.
Сам Папа Римский является Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть. Он избирается кардиналами на пожизненный срок и считается святым представителем Бога на Земле. Естественно, что Папе Римскому, как религиозному лидеру Римско-католической церкви, подчиняются все католики мира, коих насчитывается около 1,25 миллиарда последователей (под данным статистической службы Ватикана за 2015 год).
Как обстоят дела в исламе? Если бы подобное знаменательное событие, а именно – подписание межрелигиозного Пакта, имело место около ста лет тому назад, то суннитский мир был бы представлен своим религиозным и духовным лидером – халифом. Тогда халифом (с 1922 года) являлся Абдул-Меджи́д II (1868-1944). Был халиф – был и халифат: Османский. Правда Османский халифат доживал свои последние годы и был упразднен в 1924 году. Но все же, пусть и номинативно, суннитский мусульманский мир имел законного представителя – халифа, который мог представлять и представлял мусульман на глобальной политической арене.
После упразднения Халифата предпринимались попытки создать новый представительный орган мусульман и центр их религиозно-духовной жизни. В 1926-1927 годах были проведены т.н. «халифатские» конгрессы в Каире и Мекке, однако они закончились безрезультатно.
Мусульманский мир не имел единого представительного и духовно-религиозного органа, подобного халифату, вплоть до 1969 года, когда была создана Организация Исламская конференция (ОИК). В настоящее время она называется Организация исламского сотрудничества (Organisation of Islamic Cooperation) и является самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организацией. Конечно, она не является духовно-религиозным центром и в этом смысле уступает халифату.
Однако с точки зрения представительства мусульман (как суннитов так и шиитов) ОИС представляет внушительную силу: она объединяет 57 традиционно мусульманских и немусульманских (Гайана и Суринам в Латинской Америке) стран с населением около 1,5 млрд человек. Россия имеет статус наблюдателя в ОИС с 2005 года. Индия, хотя и является второй страной мира по количеству мусульман, не является членом ОИС, поскольку ее заявку на вступление в этот международный орган блокировал Пакистан.
Если изучить цели и задачи, которые ОИС ставит перед собой, то заметно, что вопросы духовно-религиозные вопросы там представлены крайне слабо. Иными словами, ОИС не имеет статуса религиозного лидера мусульманского мира. Чтобы получить ответ на вопрос почему это так, необходимо исследовать ситуацию глубже. Но ясно одно: ОИС не способен выставить со своей стороны религиозного лидера, который мог бы взять на себя подписание беспрецедентного межрелигиозного документа, о котором речь шла в самом начале.
Раз не может ОИС, то это сделал глава Аль-Азхара. Истина заключается, пожалуй, в том, что, идя на этот шаг, Шейх Ахмад аль-Таййиб представлял только Аль-Азхар, а также всех мусульман, которые в своей религиозной практике следуют фетвам этого старейшего исламского университета, основанного еще в Х-м веке. Увы, но из соглашения между Папой и Шейхом аль-Азхара автоматически выпадают все шииты, а также все сунниты, которые объединены под другими началами, например, Деобандийской школы, представленной крупнейшим в Азии мусульманским университетом в пакистанском городе Деобанд. А таких объединяющих центров достаточно. В принципе, любой т.н. муфтият, т.е. религиозный институт локального значения, имеющий право выносить религиозно-правовые решения является таким центром. В одной только России насчитывается несколько подобных муфтиятов, точнее Духовных Управлений мусульман.
Возможно, подписанный двумя религиозными предстоятелями документ замечателен. В этом еще нужно разобраться, поскольку за красивыми словами могут скрываться совсем некрасивые намерения. Но в любом случае, если сравнить масштабы двух фигур: Папы Римского и Шейха аль-Азхара – сравнение будет явно не в пользу шейха, ибо масштаб двух лидеров несопоставим. А чтобы такого не было, уважаемому Шейху Ахмаду аль-Таййибу, следовало бы сперва оповестить своих духовных братьев по всему миру, выслушать их мнения, заручиться поддержкой, если таковая имела бы место, получить соответствующий мандат уполномоченного лица, имеющего право говорить от имени мировой мусульманской общины в целом.
А пока мы имеем документ, подписанный лицами, не эквивалентными друг другу по своему политическому и религиозному весу.
Что Вы думаете об этом! Ваш комментарий очень важен для нас!