В предыдущих материалах были рассмотрены те ближневосточные обстоятельства и факторы, которые с точки зрения Киссинджера являются необходимыми для восстановления порядка на Ближнем Востоке. Киссинджер констатирует, что таковые в регионе отсутствуют. По этой причине бывший госсекретарь США вынужден констатировать, что для урегулирования вышедшей из-под контроля ситуации на Ближнем Востоке следует наладить сотрудничество с Россией и даже с Китаем.
Свой рецепт по преодолению хаоса, который на Ближний Восток был принесен извне, Киссинджер, напомню, предложил в 2014 году. С тех пор утекло много воды, но в целом он был прав: оказалось, что без участия России этого сделать невозможно. В последние годы именно Россия сыграла и продолжает играть главную роль в преодолении сирийского кризиса. Следовательно, любые попытки решить данный вопрос без участия были бы обречены на провал.
Но происходит именно обратное: при самом активном участии России Турции и Ирана в столице Казахстана Астане прошли уже несколько раундов успешных переговоров по урегулированию в Сирии. Отрадно, что американская сторона следит за ходом переговоров лишь как приглашенная сторона. Сам процесс стал возможен благодаря ее решающей роли в организации переговоров в Астане. Более того, России удалось усадить за один стол двух ведущих военно-политических конкурентов: Турцию и Иран. В результате были приостановлены или заметно уменьшены масштабы боевых действий в четырех самых сложных районах Сирии. Россия также привлекла к процессу урегулирования Иорданию и США, достигнув с ними договоренностей по де-эскалации кровопролития на юго-западе Сирии. Не остался в стороне даже Египет, который когда-то вместе с Сирией составлял единое государство. С Каиром также было достигнуто соглашение касательно провинций Гута и Хомс.
В общем, время показало, что Россия умеет добиваться успеха на Ближнем Востоке, тогда как США, говоря словами В. Путина: «к чему бы не прикасались, у них везде получается Ливия». Между тем, «в очереди на прием к доктору Россия» остаются наиболее сложные вопросы сирийского кризиса. Из таковых можно назвать террористическую язва в Дейр-эз-Зоре, которая, однако доживает свои последние дни. Остается еще ситуация в провинции Идлиб, в которой доминирует проамериканская Аль-Каида и ее союзники. Здесь без кураторов Аль-Каиды, т.е. без прямых переговоров с США решить проблему будет сложно. Но Россия готова к достижению договоренностей с американцами, при достижении которой было бы проще разметать в пух и прах все группировки, воюющие на стороне Аль-Каиды.
При этом нужно сохранять хрупкий баланс в регулировании отношений с про-иранскими силами, принимающими участие в сирийском кризисе. Это ливанская «Хезболла» и другие шиитские группировки, которые уже выражают недовольство российской стратегией в Сирии, поскольку действия России не позволяют им в полнокровно присутствовать в зонах де-эскалации. Пока России удается держать шиитов вдали Иордании и Голанских высот.
Таким образом, перед Россией в Сирии все еще стоит множество стратегических и тактических задач. В их числе решение вопроса о статусе территорий, находившихся под властью ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация - прим. ред.); устранение напряженности между набирающим обороты курдским сепаратизмом и интересами Турции, которая панически боится эскалации курдского сепаратизма на своей территории и др.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что, в целом, Киссинджер признает тот факт, что США уже не способны в одиночку создать эффективные механизмы восстановления и поддержания порядка на Ближнем Востоке. Этому пониманию можно только радоваться. Но было бы еще лучше, если бы такой авторитетный политик и государственный деятель, каким является Генри Киссинджер, во всеуслышание заявил, что Соединенным Штатам впредь следует отказаться от маниакального стремления разрушать суверенные государства ради превращения их в своих рабов.
Айдар Хайрутдинов