Курдский анклав Африн, имеющий общую границу с Турцией, является яблоком раздора между целым рядом участников сирийского кризиса. Проблемы и кровопролитие были вызваны тем, что Африн являлся точкой фокуса интересов ИГИЛ (запрещена в РФ - прим. ред.), официального Дамаска, Анкары, сирийских курдов из отрядов Народной самообороны (YPG) и ряда других антиправительственных (антиасадовских) группировок, вовлеченных в это противостояние всех против всех. И, конечно, куда уж тут без вездесущих интересов Вашингтона, поддерживающего курдов. Отсюда можно было бы даже начать развивать такую тему, как Турция против США, но сегодня о другом.
В январе 2018 года турецкие военные и около 25 000 союзников повстанцев Свободной сирийской армии с целью захвата Африна начали двухмесячную операцию, известную как «Операция Оливковая Ветвь». За месяцы, прошедшие с тех пор, как Африн попал под контроль Турции и ССА, в город стала возвращаться стабильность и покой. Однако, сейчас, когда бои поутихли, жители Африна, - курды, - оказались вовлеченными в новый конфликт, на этот раз конфликт культурологический, связанный с моралью, религией и… женской одеждой.
В один из дней оказалось, что по всему городу установлены плакаты с инструкциями, обращенными к женщинам. Плакаты с обращениями к женщинам взывают к их религиозным чувствам, называя женщин внучками сподвижников пророка Мухаммада (мир ему). Инициаторы проекта напоминают курдским женщинам о том, что хиджаб – это «красная линия» для внучек сахабов, и что поэтому они должны носить свободную одежду и избегать полупрозрачных или облегающих фигуру нарядов. Такое требование многими жителями города было воспринято как вызов, поскольку хиджаб рассматривается ими как проявление религиозного консерватизма и является отходом от более светской атмосферы Африна.
Инициатива по «хиджабизации» принадлежит группировке «Ахрар Аль-Шаркия», являющейся повстанческим подразделением ССА. В августе 2016 года повстанческая группировка «Ахрар Аль-Шаркия» присоединилась к Турции в ее первой операции на севере Сирии, известной как «Щит Евфрата». Операция была направлена против боевиков группировки ИГ (запрещена в РФ - прим. ред.) и курдской YPG, дислоцирующихся вдоль турецкой границы. Сама группировка была организована в начале 2016 года, и она представляет собой сборище различных вооруженных бригад, в основном из Восточной провинции Дейр-Эз-Зор. Группировка является анти-асадовской и противостоит сирийскому правительству.
Большинство жителей Африна-мусульмане, но есть и последователи других религий, таких как езиды и христиане. При курдском правлении общины в основном существовали рядом друг с другом мирно, несмотря на то, что гражданская война в Сирии приобрела все более и более религиозно-сектантский характер. В течение периода курдского самоуправления, женщины в Африне получили широкие права. Они стали принимать более широкое участие в политической жизни, были вовлечены в становление гражданского общества, а некоторые даже служили в полиции города.
В прошлом году курдские власти приняли закон, поощряющий «равенство между мужчинами и женщинами во всех аспектах социальной и политической жизни». Закон направлен на предотвращение многоженства, обязательности приданого, одностороннего развода и убийств по соображениям чести, а также позволяет женщинам занимать любые политические должности. В целом, Африн привык к своей религиозной пестроте и отсутствию пиетета по отношению к ритуалам религии. Местное население считает, что не носить хиджаб - это нормально. Жители настроены против баннеров, воспринимая их как покушение на обычаи и традиции народов региона.
Айдар Хайрутдинов