Тоннели в Секторе Газа: дороги жизни и дороги смерти

 

Строительство сети подземных тоннелей, которых насчитывается около 1400, началось во второй половине 90-х гг. во время второй интифады Аль-Акса. Сами тоннели находятся на границе Египта и Газы, в городе Рафиах, разделенном на две части по условиями мирного соглашения между Египтом и Израилем от 1979 г.

Одна часть города находится под контролем Египта, а другая часть, известная как «Филадельфийский коридор», находился под контролем Израиля до 2005 года, а с 2007 находится под контролем сил группировки «Хамас». Часто именно с приходом к власти группировки «Хамас» связывается активизация деятельности по прокладке тоннелей, однако еще в период с 2001 по 2002 гг. количество туннелей увеличилось с 20 до 40. Затем их количество стало расти в геометрической прогрессии.

Жители Газы называют эти тоннели «дорога в рай или дорога к смерти» (tariq al shahada ao tariq al mawt), имея ввиду, что с одной стороны, эти туннели позволяют переправлять жителям Газы всё – начиная от продуктов и заканчивая стадами коз и автомобилями. Известен случай, когда по туннелю транспортировали льва для зоопарка. Проснувшийся на середине пути из-за слабого снотворного лев разорвал одного из перевозивших его на части. И в это кроется причина того, почему тоннели называют дорогой смерти – количество несчастных случаев, вызванных обвалами или травмами при транспортировке опасных грузов, в том числе и оружия, остается крайне высоким.

 

В 2010 году даже была вынесена фетва о недопустимости рытья тоннелей мусульманами, так как это ведет к огромным человеческим жертвам. Фетву, по просьбе палестинских властей издал исламский ученый-правовед шейх Мохаммед бин-Салман Абу-Джамеа, мотивировав запрет тем, что уже более 300 палестинцев погибло в процессе работ в туннелях или в ходе транспортировки по ним контрабандных товаров. Он осудил владельцев этих тоннелей беспринципными людьми, для которых кровь мусульман ничего не значит. Все дело в том, что строительство тоннелей еще и неплохой бизнес. Строительство туннеля и укрепление его сводов обходится в среднем в 80 тысяч долларов США. Причем вложения окупаются мгновенно: эксплуатация туннеля приносит его владельцам до 150 тысяч долларов в сутки. Существуют даже тоннели для VIP- персон с системой кондиционирования и приемом сигнала сотовой сети. По данным египетских источников, туннели приносят доход размером до миллиарда долларов в год.

Вход в большинство туннелей тщательно замаскирован. Так, военными ЦАХАЛа, в октябре 2002 года вход в один из туннелей был обнаружен в жилом доме в Рафахе – в детской спальне! Аналогичным образом — в был спрятан вход в туннель, обнаруженный израильскими военными в сентябре 2002 года.

Однако, как бы там ни было, эти тоннели выполняют не только функцию транспортировки товаров и полукриминального бизнеса. Эти тоннели дают работу местным жителям, которые могут заработать этим смертельно опасным трудом 60-80 долларов в день. Эти тоннели дают жителям Газы ощущение контроля над своей землей, разделенной соседними странами. Эти тоннели – воплощение мечты жителей Газы о свободном перемещении по своей земле.  

Социальные комментарии Cackle