Эксклюзивное интервью известного маликитского ученого шейха Абдуррахима аль-Хасани аль-Магриби для Islam-Today.ru


Islam-Today.ru предлагает Вашему вниманию эксклюзивное интервью с известным мировым маликитским ученым, потомком Пророка Мухаммада (мир ему) шейхом Абдуррахимом аль-Хасани аль-Магриби. Шейх любезно согласился рассказать о своих впечатлениях о России и Татарстане, рассказал о мусульманах и Исламе в Марокко. Абдуррахим аль-Хасани прибыл по приглашению Российского исламского университета для организации ряда научных семинаров и повышения квалификации у студентов и преподавателей.

 

Islam-today.ru: Каково ваше впечатление от России, от Казани, что вы думаете о мусульманах Казани?

Я немного знаю о России, потому что я приехал сразу из московского аэропорта в Казань. Хвала Аллаху, мир и благословение Его Пророку Мухаммаду. Вначале я благодарю работающих на этом исламском сайте и прошу Аллаха помочь им в распространении Ислама в татарском обществе и вне его, так как этот исламский сайт поднимает разные темы исламской мысли и служит Исламу и мусульманам, и его цель – это призыв людей к Аллаху. Хорошее в этом сайте то, что он исламский, а самое главное в нем то, что он работает в Казани, в республике Татарстан. Если бы он работал в арабской стране, например в Египте или Тунисе, то он был бы обычным. Но значение и важность этого сайта заключается в том, что он находится в стране, очень далекой от арабского и исламского мира, а Татарстан - мусульманская республика, слава Аллаху! И снова благодарю работающих на этом сайте.

Как только я приехал в этот город, я не мог налюбоваться им и радоваться его красоте и чистоте, так как чистота города указывает на чистоту его жителей и чистоту их умов. Для того, чтобы жить в современном, исламском обществе, надо иметь чистую атмосферу и чистый город, а в Казани я нашел чистое общество, чистую атмосферу и развитых мусульман.

Когда посещаешь некоторые исламские города в арабском мире, то встречаешь там мусульман, но не встречаешь такую красоту и чистоту, как в Казани, хотя Ислам нас и призывает к чистоте и честности, но в реальности бывает по-другому. Ислам не может сочетать нечистый город и верующих людей, это же противоречие.

Но в Казани сочетается чистый город и верующие люди с чистыми сердцами, умами и мыслями, и это мое впечатление о Казани. Мое впечатление о жителях Казани - я думаю, что они щедрые. Раньше арабы были известны своей щедростью, а сейчас все мусульмане, как и жители Казани, стали известны щедростью, и в этом точка пересечения арабов и татар. Как я заметил, татары очень благородные люди с прекрасным воспитанием.

Еще одно, что я заметил - это множество мечетей в Казани, когда я с высокого здания или из отеля смотрю на город, я вижу много минаретов и купола мечетей, это значит, что в городе Казани много мусульман, как будто я в Каире или в Стамбуле. Прошу Аллаха защитить эту страну, этот город, этих жителей, представителям власти, религиозных и политических учреждений желаю всего доброго, мира, покоя, чтобы Казань была городом мира для всех мусульман мира!

Islam-today.ru: Какова цель вашего посещения Казани? И что вы будете здесь преподавать?

Меня пригасили в Казань, инша Аллах, я буду преподавать в российском исламском университете (РИУ) несколько книг по хадису, основам фикха и исламскому шариату. Эти книги должны будут послужить одной цели - умеренности и принципу «золотой середины».

Я приехал помочь татарскому мусульманскому обществу, именно поэтому, когда меня пригласили в Казань, я сразу принял приглашение. Я знаю студентов-татар с тех пор, как я преподавал в Дамаске, в Сирии, знаю, что они любят религию и очень хорошо воспитаны и имеют правильную акыду. Я думаю, что они очень хорошо представляют свою родину, они хорошие послы в чужой стране.

Islam-today.ru: Что вы знаете об ученых Ислама в России?

Однажды я был на конференции в Дамаске, и рядом со мной сидел один русский мутааллим, я не помню его имени, мне сложно запоминать русские имена, кончающие на «-ов», но если я его увижу, сразу узнаю. Когда я его спросил его, муфтием какой страны он является, он скромно ответил, что он просто студент, изучающий религиозные науки.

Там же я познакомился с деканом факультета исламского института из Махачкалы, он в Дамаске готовил аспирантуру, я там узнал много шейхов из России, Татарстана, например, казанского шейха Камиля Абу Ахмада.

И они все говорили мне – «кто же не знает Марокко и ученых Марокко? Кто же не знает имама Шатыби, он же ученый шариатских наук, он автор многих религиозных книг, эти книги знают в России». Это доказывает, что наши ученые известны в России.

Islam-today.ru: Какие исламские университеты есть в Марокко?

Первый исламский университет в исламском мире – Университет Куруин в городе Фес, затем Университет Зайтуна в Тунисе. Марокканские ученые очень много послужили всему исламскому миру своим знанием. Например, Аш-Шатыби, Аль-Карафи, Абу Аль-Валид Аль-Джаби, Ибн Аль-Араби, Аль-Мафири. Марокканская школа учила и нравственности, и шариатским наукам, именно поэтому наши ученые не любили часто пользоваться словом «Я».Из-за скромности наших ученых они не были особенно известными, хотя их книги очень известны, и есть в наличии в Казани.

В Марокко есть известная семья ученых - семья Сыддик Аль-Гумари, они сохранили исламские науки в Марокко и всегда боролись против экстремизма и посторонних идей, привносимых в шариатские науки. Они утверждали тут правильную акыду – акыду ашари, и сохраняли все четыре мазхаба в фикхе, у этой семьи также есть книги и по правильному анализу хадисов. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) сказал: «Если арабский восток – это источник пророков, то арабский запад будет источником их последователей-ученых».

Марокко известен тем, что здесь следуют мазхабу имама Малика, акыде имама Ашари и суфизму Джунайда. В Марокко жили варвары, а слово «варвар» переводится с французского языка как отсталый, они были отсталыми, пока туда не пришли сподвижники Абдуррахман Ад-Дахель и Укба бин Нафа, принесли Ислам и научили людей культуре. Варвары всегда убивали друг друга за участок земли и за власть, но когда к ним пришел Идрис Аль-Акбар ибн аль-Хасан Аль-Мусанна ибн Ас-Сыбт, пятый внук Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), сын имама Али, мужа Фатымы Аз-Захры, дочки пророка Мухаммеда (мир ему и благословение). Когда Идрис Аль-Акбар пришел к ним, он взял власть в Марокко, и за него выдали замуж девочку из варваров, и так здесь поселилось его потомство (Хасанин -Адариса).

В Марокко живут 17 миллионов человек, которые принадлежат к потомству Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение), так что в Марокко даже говорят «ходите медленно, чтобы не наступить на ноги внуков Пророка». Потомки Пророка (мир ему и благословение) живут в Алжире, Тунисе, Мавритании, Марокко, и их называют марокканским величеством (или ашрафы, ашрафы – это люди, принадлежащие к потомству Пророку Мухаммада (мир ему и благословение). Марокко также известно марокканским чаем и блюдом Кус-кус.

Islam-today.ru: Какие страны вы уже посещали?

Я родился в Марокко и окончил исламский институт в Марокко, потом продолжал учиться на шариатском факультете Ум Дарман в Дамаске, также я постоянно посещаю Алжир, потому что там находится мавзолей моего дяди - шейха Ахмада бин Мустафы Аль-Аллауи, известного ученого, автора многих книг по тафсиру, маликитскому фикху, ашаритской акыде, суфизму. Еще я посещал Ливию, Тунис, Турцию, Иорданию, Ливан, Египет, Саудовскую Аравию, Сирию, Францию, был в Москве, а теперь и в Казани.

Islam-today.ru: В каких местах сейчас развивается Ислам, и где он ослабевает?

Ислам должен соединять всех мусульман мира, но иногда, кажется, что они не знают этого. Европа создала союз европейских стран (Евросоюз), и там заметно, что между странами – его участниками нет границ, а границы, к примеру, между Марокко и Алжиром закрыты, хотя нас соединяет один Бог, один Пророк, одна религия, один Коран, один мазхаб, одна история и один язык.

Мусульман объединяет одна религия и Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение), они будут едины, если будут понимать цели Ислама. Для развития мусульманам нужно держаться религии и правильной акыды, а разделяют мусульман споры. Говорят, что «Если Аллах ненавидит какой-то народ, Он сделает так, чтобы люди спорили друг с другом и не занимались полезной работой», а мы же хотим быть понимающими, любящими друг друга, мы можем отличаться друг от друга в мелких, но не в серьезных, важных делах. Например, это интервью указывает на то, что Аллах нас любит, ведь мы же не спорим, а обсуждаем. Даже имамы мазхабов не спорили больше одной минуты, обсуждение, которое продолжается четыре часа и больше - это уже не обсуждение, а спор и разногласие. Целью обсуждения должно быть решение проблем, а не споры и разногласия, потому что споры только углубляют проблему.

Islam-today.ru: Мы слышали, что в Марокко люди, у которых нет мазхабов, или люди, которые следуют другим мазхабам, кроме маликитского, попадают в тюрьму?

У нас в Марокко следуют маликитскому мазхабу, как в Татарстане следуют ханафитскому мазхабу. Будет лучше, если в каждой стране будет один мазхаб, чтобы не было конфликтов, это один из национальных принципов Марокко. Религия в Марокко – Ислам, система власти – монархия, мазхаб имама Малика, акыда имама Ашари и суфизм Джунайда. И это сохраняет мир в нашей стране.

В Татарстане также есть своя система правления, свой мазхаб, своя акыда, и вы это все стараетесь беречь, потому что если люди не берегут принципы и основы, то будет путаница. Например, какой-то человек скажет в мечети, что «я хочу на камне молиться, а не на полу», другой ответит, что так нельзя, возникнет конфликт, и в итоге люди будут разделяться на группы, у каждой группы будет своя мечеть, и люди будут разделяться на группы по мечетям, а не собираться в одной мечети. Именно поэтому Марокко выбрало определенную систему, чтобы люди жили мирно.

В некоторых странах мира, названия которых я не буду говорить, мусульмане убивают друг друга из-за различия мнений, хотя могли бы все свои проблемы решить спокойными разговорами и обсуждениями, Аллах запретил войны и несправедливость. Ислам нас призывает быть мирными, добрыми, понимающими и запрещает жестокость и беспорядки в мусульманском обществе, чтобы все были счастливы и в этом мире, и в другом.

Я думаю, что лучше сделать в Татарстане, как сделали в Марокко – пусть у вас будет один ханафитский мазхаб, и это ваше право.

Если кто-то будет говорить, что он будет следовать только Корану и Сунне, и будет говорить, что мазхабы - это всего лишь бид’а, то я им отвечу, что это они сами занимаются бид’а. Почему?

Что такое мазхаб? Мазхаб – это способ понимания и анализа аятов Корана или хадисов и способ вынесения шариатских решений одним из имамов мазхабов. Отличие между мазхабами заключается в отличии понимания религии каждым имамом. Понимание религии любого имама - это его усердие (иджтихад), и поэтому все они правы.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что если ученый-муджтахид был прав в своем усердии (иджтихаде), то он получит две награды (аджр), а если он ошибся, то получит одну награду.

Если мы не будем следовать ни одному из мазхабов, то это будет большой неприятностью, смутой. Если, к примеру, в мире живет один миллиард мусульман, и у каждого свой будет свой мазхаб, у нас будет миллиард мазхабов, получится беспорядок, который будет разделять исламское общество.

Самое большое бид’а, которое угрожает Исламу – это люди, которые говорят, что они будут жить без мазхабов, это очень неумно, потому что имамы мазхабов объяснили нам правила Ислама и объяснили нам аяты Корана и хадисы. У каждого из них есть свои доказательства.

Однажды я встретил молодого человека и подумал, что он ученый, но он оказался совсем глупым! Он меня спросил: сколько основ у мазхаба имама Малика? Я ему ответил, что их 16. А он сказал, что все они попадут в ад. Я удивился, как же могут кыяс и другие основы шариата попасть в ад? Это же основы, которые учат правилам и основам понимания Корана и Сунны, как, например, в астрономии есть астрономические правила, в арабском языке есть грамматика, правила речи и т.п.

Islam-today.ru: Какой совет вы бы хотели дать мусульманам Татарстана? И какое самое лучше место для изучения религии?

Мой совет мусульманам Татарстана – чтобы они всегда крепко держались за религию и никогда бы не предавали ее основы, чтобы старший мусульманин был милосердным с младшим, и чтобы младший уважал старшего, и чтобы они распространяли язык любви по всему миру. Я здесь имею в виду чистую любовь, к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение), а не любовь между мужчиной и женщиной.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал своему сподвижнику: «Я люблю тебя, Муаз!», вот это и есть чистая любовь.

Мусульмане Казани могут учиться религии в Казани, Казанские преподаватели, которые учились в арабских странах, эти преподаватели и должны передавать все, что они учили, остальным. Если нужно будет, можно пригласить ученых из других мусульманских республик России (к примеру, с Кавказа), из арабских стран, чтобы у вас был свой исламский университет в Татарстане.

В конце, я хочу пожелать этой доброй стране и всем ее правителям и жителям всего самого наилучшего, мира, покоя, имана и помощи от Аллаха! Большое спасибо правительству России и Татарстана за возможность увидеться и пообщаться с мусульманами этой великолепной страны.

Социальные комментарии Cackle