Последнее выступление Валиуллы Якупова на научной-конференции (эксклюзивный полный текст)

 

 

8 июля 2012 в г. Чистополь (Татарстан) состоялась научно-практическая конференция, посвященная известному татарскому богослову, ишану, шейху (муршиду) Накшбандийского тариката Мухаммад Закир Камалу. Islam-Today.ru приводит текст выступления (перевод с татарского) шахида Валиуллы Якупова. Следует отметить, что это последнее выступление покойного хазрата на научной-конференции, немногие знают, что убитый имам Апанаевской мечети кроме исламского образования, был и кандидатом исторических наук.

 

* * * * * * *

Выступление Валиуллы хазрата Якупова на «Чистопольских чтениях» «Мухаммад-Закир хазрат Камалов - один из духовных наставников нашего народа» 8 июля 2012 года.


Агузу билляхи мина-шайтан-и-раджим. Бисмилляхи- ррахман-и-рахим! Да будет благословен посланник Аллаха!
 Дорогие братья! Слава Аллаху, что проводится такая встреча, как сегодняшняя! Сейчас пришло время¸ появилась духовная потребность вспомнить о таких личностях как Мухаммад-Закир хазрат, изучать их наследие. О нем мы знали и 10, и 20 лет назад. Теперь мы глубже осознаем ценность его трудов, его просветительской, педагогической, научной и духовной деятельности. Он был ишаном, известным своими знаниями и за пределами России, устазом Халидийской ветви тариката Накшбандия. В России было два таких духовных учителя: ближе к Сибири – Зайнулла ишан Расули (Троицкий), в европейской части - Мухаммад-Закир Чистави.Их авторитет признают все ученые в области тасаввуфа.

Сегодняшние чтения – это симптоматическое явление. Они проводятся в рамках объявленного нашим Духовным управлением мусульман Татарстана 2012 года годом Корана. Вклад нашего народа в дело распространения ислама значителен. Мы подарили миру великие личности. Проживая в середине России, татары порой сами не осознают значение происходящих здесь процессов для всего мусульманского мира. Смотрите сами: в 18 веке во времена правления Екатерины II, когда книгопечатание в странах ислама было запрещено, у нас в Казани прогрессивным типографским способом напечатали Коран. Ведь распространение среди людей напечатанного Корана, более доступного, более дешевого по сравнению с рукописным, – это, своего рода, революция. Это сделали наши деды. Это нужно ценить.

 

 
Духовным учителем Мухаммад-Закира Чистави на пути тасаввуфа был Махмуд эфенди Алмалы. Махмуд эфенди подвергался за свою религиозную деятельность наказаниям со стороны царской администрации, отбывал ссылки, в том числе в Перми. После нее в 1863 году он прибыл в Казань, и оттуда поехал в Чистополь. В это время Мухаммад-Закир хазрат стал мюридом Махмуда хазрата. Махмуд Алмалы поселился в Астрахани и жил там до самой смерти 23 января 1877 года. Между двумя великими личностями установилась переписка. Эти письма собрались вместе составили одну книгу. Эта книга интересна тем, что в ней доступно изложена суть духовного пути Халидийской ветви Накшбандия. Она получила широкую известность. Переведенная на арабский язык, издавалась во многих странах мира, в том числе в Дагестане, Сирии. 10 лет назад в издательстве «Иман» мы издали татарский перевод этой книги – «Табсыратул-муршидин минэл-мэшэихил-Халидийин». Здесь изложено мировоззрение Мухаммад-Закира Чистави, и было бы очень хорошо сделать ее более популярной среди верующих Татарстана. Удивительно, но во время нашей поездке в Дагестан, увидели, насколько он там до сих пор известен, как к нему тепло и уважительно там относятся, называют «драгоценным камнем, создающим благодать (бэрэкэт)».


Его учитель Махмуд-эфенди тоже был великим человеком. Его называли Шейх аз-заман – шейхом своего времени. Когда Махмуд Алмалы писал письмо Мухаммад-Закиру ишану, кто-то из окружающих спросил, кому предназначено это послание. «Тому, кто превзошел нас в своих достоинствах», - ответил шейх. В Дагестане составлена сильсиля – цепочка преемственности, где указаны Мухаммад-Закир Чистави и его мюриды. К его ученикам относится известный дагестанский исламский ученый и просветитель Сайфулла-кади Башларов, называвший своего Учителя «океаном благодати (бэрэкэта)». К числу мюридов Мухаммад-Закира Чистави принадлежит и Галимджан Баруди – первый демократическим путем выбранный на 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май, 1917) муфтий Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири.


 Поэтом, дорогие братья мы должны знать наших духовных учителей прошлых времен, их место и роль не только для татарского народа, но и для всего исламского мира. К их числу, несомненно, принадлежит Мухаммад-Закир Чистави.


Специально для Islam-Today.ru Хасан Хусаинов 

Социальные комментарии Cackle