Демографическое будущее исламского мира. Часть 1

 

 

Современную демографическую историю, т.е. период после окончания Второй мировой войны, можно разделить на три этапа бурного увеличения населения в мире вообще и особенно в слабо­развитом, развивающемся ареале (конец 1940-х - начало 1970-х годов); замедления темпов роста как в развитых странах, так и в развивающихся (1970-1980-е годы); дальнейшее падение темпов     роста и даже сокращение населения в развитых странах и регионах и снижение скорости увеличения численности населения в менее развитых ареалах (1990-2000-е годы).

Исламские страны (т.е. такие, где большинство или пример­но половина населения - мусульмане) демонстрировали на первом этапе быстрые темпы прироста народонаселения, однако этот факт не привлекал к себе внимания на фоне послевоенного «бэби-бума» в США, менее выраженного, но сходного процесса в европейских государствах, а также стабильных темпов увеличения численности населения в СССР. Кроме того, мусульманские страны не выде­лялись из общей группы развивающихся государств, для кото­рых была характерна исключительно высокая демографическая динамика.

Это явление, получившее название «демографический взрыв» или «взрыв популяционной бомбы», объяснялось двумя факторами — снижением смертности под влиянием прогресса в медицине и здравоохранении (введением препаратов пенициллиновой группы, использованием порошка ДДТ для борьбы с маля­рией, применением вакцин против заразных заболеваний и др.) и сохранением на прежнем, традиционно высоком уровне рождае­мости при постепенном снижении младенческой и детской смерт­ности.

Демографические темпы роста в мире достигли максимума в 1962-1963 гг., после чего началось их плавное падение. Вместе с тем абсолютный прирост населения земного шара продолжал на­растать, увеличившись с 60-70 млн. в год в начале 1960-х до 80-90 млн. человек в конце 1980-х годов. В условиях быстрого демо­графического роста менее развитые государства уже в 1950-е годы стали проводить политику планирования семьи, ограничения рож­даемости. Такого рода меры одобрялись практически всеми госу­дарствами, в том числе такими демографическими гигантами, как Китай и Индия, а также многими мусульманскими - в частности, Египтом, Пакистаном, Индонезией и др.

Волна исламизации, поднявшаяся в конце 1970-х годов, вне­сла коррективы в эти тенденции. Политике планирования семьи в ряде исламских государств, в частности в Исламской Республике Иран, перестали уделять серьезное внимание, хотя и открыто пронаталистского курса не проводили. «Отец» исламского Ирана имам Хомейни известен как один из первых религиозных автори­тетов, не возражавших против применения современных методов контрацепции. Между тем молодая структура населения и без спе­циальных мер государственного воздействия подняла рождаемость в том же Иране на исключительно высокий уровень - среднегодо­вые темпы прироста населения между 1980 и 1990 гг. достигли небывалых 3,5%. В Пакистане с конца 1970-х годов в связи с про­ведением кампании по исламизации власти по существу отказа­лись от мер по поощрению ограничения рождаемости. Похожим образом поступили многие другие режимы в мусульманских стра­нах.

На третьем, текущем этапе послевоенной демографической эволюции (с рубежа 1980-1990-х годов) происходит возрождение государственной поддержки программ по планированию семьи. А поощрение рождаемости в исламском ареале по большей части «опускается» с государственного уровня на общественный. Глав­ную роль в пронаталистском курсе играют теперь представители сословия мусульманских богословов и священнослужителей (улемы и муллы), заинтересованные в сохранении традиционного сознания масс, неизменности семейно-бытовых установлений, прежде всего обычаев раннего и всеобщего замужества, в том числе выхо­да замуж вдов, традиций большой патриархальной семьи, мало­грамотности и узкого кругозора женщин. Традиционалистски настроенные круги опираются на поддержку политических и об­щественных организаций исламского направления, стремясь не допустить изменений в общественном сознании и структуре се­мейных отношений. Факторы такого рода можно отнести к числу специфических для исламского мира.

В то же время среди мусульманских священнослужителей нет единого подхода к вопросам рождаемости и многодетности. Так, на состоявшейся в 1996 г. в Каирском исламском университете аль-Азхар конференции представители духовенства (сословия богословов) из 40 мусульманских стран приняли «Свод исламских правил планирования семьи». В нем, в частности, легализовалась практика применения современных средств контрацепции. Надо, впрочем, принимать во внимание давнюю репутацию университе­та Аль-Азхар как проводника умеренной, либеральной линии в исламе, а также то, что Египет, раньше других столкнувшийся с проблемой перенаселения, одним из первых в арабо-мусульманском мире вступил на путь поощрения мер по сокращению рож­даемости. И все же демографический потенциал мусульманского мира во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия стремительно увеличивался. В связи с этим развернулись ожив­ленные дебаты вокруг «исламской демографической бомбы». В периодических изданиях и на интернет-сайтах ныне публикуется немало аналитических и публицистических статей, посвященных этому феномену. Чтобы разобраться в нем и конкретнее предста­вить себе демографическое будущее исламского мира, необходи­мо, очевидно, дезинтегрировать относящиеся к нему данные по странам и регионам.

Группирование мусульманских стран в территориально близкие регионы представляет собой эвристическую задачу, а ее решение не может считаться единственно возможным. Вместе с тем при неизбежной условности ряда выделенных в данной статье регионов основная их часть вполне привычна и определяется дав­но сложившимся геокультурным и геополитическим единством. При этом к мусульманским странам, как выше уже оговаривалось, мы отнесли такие, где доля мусульман на начало 2000-х годов пре­вышала 45%, полагая, что в достаточно близком будущем она пре­высит в большинстве случаев половину.

Первый из выделенных нами ареалов - Центральная Азия. В него вошли пять новых постсоветских государств Закаспия и Азербайджан, располагающийся на западном берегу Каспийского моря. Из табл. 1 следует, что в середине XX в. население этого по преимуществу мусульманского ареала (единственное исключение на тот момент - Казахстан) составляло в соответствии с данными Отдела народонаселения ООН 20,3 млн. человек. За полвека число жителей выросло более чем втрое (среднегодовой прирост 2,3%). Особенно быстрым был рост населения в Таджикистане, Узбеки­стане и Туркмении (примерно в четыре раза, на уровне близком к 3% в год). Удельный вес региона в общемировом населении за 1950-2000 гг. вырос с 0,8 до 1,0%. Согласно прогнозным оценкам ООН (средний вариант), население к 2030 г. увеличится на 20 млн. человек, а к 2050 г. всего на 5 млн. Это означает резкое снижение демографической динамики - среднегодовой прирост за 2000-2050 гг. должен составить всего 0,7%. Особенно медленно, как. предполагается, будет расти население в Азербайджане и Казах­стане. Место региона на демографической карте мира немного уменьшится.

 

 

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ 

Таблица 1

 



 

 

Страны

% мусульман

1950 г.

2000 г.

2010 г.

2050 г.

млн. человек

Азербайджан

93

2,9

8,1

8,9

10,6

Казахстан

47

6,7

15,0

15,8

17,9

Киргизстан

80

1,7

5,0

5,6

6,9

Таджикистан

95

1,5

6,2

7,1

11,1

Туркменистан

89

1,2

4,5

5,2

6,8

Узбекистан

88

6,3

24,8

27,8

36,4

Итого

 

20,3

63,6

70,4

89,7

Следующий регион составили четыре страны, расположен­ные в Средне-Западной части Азии. Самым западным государст­вом в этом широтном ярусе является Турция (часть ее территории принадлежит европейскому континенту), а самым восточным -Пакистан. В середине прошлого века численность жителей в регионе равнялась примерно 133 млн., а в конце столетия она увеличилась до 302 млн. (см. табл. 2), т.е. в 2,3 раза (среднегодо­вой прирост - около 1,7%).

Наиболее быстро, в 4 раза, возросло число жителей Ирана, в 3,6 раза увеличилось пакистанское насе­ление. В Турции, согласно принятым демографами ООН оценкам, численность жителей выросла ровно втрое, а в Афганистане — в 2,5 раза. Нужно заметить, что цифры за 1950 г. не являются един­ственными, встречаются и другие данные, по Пакистану — более низкие, а по Ирану - более высокие. Доля региона в мировом насе­лении несколько уменьшилась за вторую половину прошлого столе­тия - с 5,2 до 4,9%. Однако по прогнозу на первую половину ны­нешнего столетия демографический потенциал региона в мировом масштабе будет возрастать: к 2030 г. - до 6%, а к 2050 г. до 6,6%. Общее население Средне-Западной Азии (СЗА) увеличится вдвое (прирост 1,4% в год). Особенно быстро должно возрасти число жи­телей Пакистана - в 2,2 раза (1,7% среднегодового роста). Величина пакистанского населения к 2030 г. почти сравняется с числом жите­лей в Индонезии, а в 2050 г. страна перейдет с нынешнего 6-го на 4-е место в мире по демографическим показателям. Еще более высокие темпы в среднем прогнозе ООН покажет Афганистан -увеличение в 3,6 раза, при среднегодовых темпах в 2,6%. Население Ирана и Турции, почти одинаковое по величине, должно расти, на­против, существенно медленнее, особенно в 2030-2050 гг.

 

 

СРЕДНЕ-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ

Таблица 2

Страны

% мусульман

1950 г.

2000 г.

2010 г.

2050 г.

млн.человек

Афганистан

100

20,5

29,1

74,0

Иран

98

16,9

66,9

75,1

97,0

Пакистан

97

41,2

148 Л

184,8

335,2

Турция

99

21,5

66,5

75,7

97,4

Итого

 

87,7

302,0

364,7

603,6

Пять мусульманских стран Южной и Юго-Восточной Азии сильно разнятся по масштабам. Доминируют Индонезия и Бангла­деш, среднюю позицию занимает Малайзия, а Бруней и Мальдивы представляют собой островки в людском океане. Из данных табл. 3 видно, что в 1950 г. этот населенный преимущественно мусульма­нами ареал был достаточно крупным, а к 2000 г., увеличившись втрое, превысил почти на 70 млн. человек Средне-Западную Азию. Согласно среднему варианту прогноза, к середине XXI в. там бу­дет проживать около 550 млн. человек. Предполагается, таким образом, что рост будет менее быстрым, чем в СЗА (чуть ниже 0,8% в год), что приведет к небольшому снижению удельного веса ре­гиона в мировом населении - с 6,1 до 6,0%. Решающее значение на эти тенденции оказывает демографическое развитие Индонезии (прирост 0,7% в год) и Бангладеш (0,9%). Население Малайзии (более чем на треть немусульманское) должно увеличиваться бы­стрее (1,1%).

 

 

ЮЖНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Таблица 3

Страны

% мусульман

1950 г.

2000 г.

2010 г.

2050 г.

млн. человек

Бангладеш

88

43,6

140,8

164,4

222,5

Бруней

67

0,05

0,3

0,4

0,7

Индонезия

88

77,2

205,3

232,5

288,1

Малайзия

60

6,1

23,3

27,9

39,7

Мальдивы

100

0,05

0,3

0,3

0,5

Итого

 

127,0

370,0

425,5

551,5

Наиболее многочисленным по составу является регион Юго-Западной Азии (ЮЗА) - 12 государств и территорий. В нем нет явного демографического лидера или лидеров. Население всех го­сударств — арабское. Ареал является сердцем исламского мира, кон­центрируясь вокруг аравийских святынь, Мекки и Медины. В сере­дине XX в. это был малонаселенный регион с 20 млн. жителей (0,8% мирового населения). К 2000 г. число жителей увеличилось в пять раз до 100 млн., а удельный вес в мире вдвое (1,6%). Быстрыми тем­пами росло число жителей в религиозном магните региона, Саудов­ской Аравии, - в 6,5 раза. Население Иордании увеличилось в де­сять раз. Но абсолютный рекорд побили небольшие государства Залива — численность граждан Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) увеличилась в 46 раз, Кувейта - в 11, Катара - в десять раз.

В первой половине XXI в. население региона продолжит бы­стрый рост, но замедляющимися темпами. К 2050 г. число жителей ЮЗА приблизится к 250 млн. человек. Темпы роста за 50-летний период будут достаточно высоки (1,8% в год), но почти вдвое ни­же, чем в предыдущее 50-летие (3,3%). Доля региона в населении планеты возрастет почти до 3%. Причем рекордсменами демогра­фического роста окажутся наиболее бедные страны - Ирак, чье население вырастет до 64 млн., и Йемен - до 54 млн. человек.

Средними по количеству жителей странами мира станут также Саудовская Аравия (44 млн.) и Сирия (37 млн. человек).

Пятый регион включает восемь государств северо-востока и востока Африки. Исторически он был тесно связан с Юго-Западной Азией, составляя с ней по существу единое культурно-религиозное пространство, зону воздействия арабского центра ис­лама на африканскую периферию. В мусульманский регион Вос­точной Африки нами включена и Эфиопия, традиционный оплот восточного христианства на африканском континенте. К началу XXI столетия страна с точки зрения религиозного состава населе­ния оказалась поделена надвое между христианами и мусульмана­ми. Отнесение Эфиопии к региону произведено с учетом доста­точно быстрого увеличения там доли мусульман, которая к концу прогнозного периода почти наверняка превысит половину.

 

ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ

Таблица 4

Страны

%

мусульман

1950 г.

2000 г.

2010 г.

2030 г.

2050 г.

млн. человек

Бахрейн

98

0,1

0,7

0,8

1,1

1,3

Ирак

97

5,7

24,6

31,5

48.9

64,0

Иордания

95

0,5

4,9

6,5

8,6

10,2

Йемен

99

4,3

18,2

24,3

39,4

53,7

Катар

95

0,05

0,6

1,5

2,0

2,3

Кувейт

95

0,2

2,2

3,0

4,3

5,2

Ливан

70

1,4

3,8

4,3

4,9

5,0

Палестинские территории

99

1,0

3,2

4,4

7,3

10,3

ОАЭ

96

0,05

3,2

4,7

6,6

8,3

Оман

99

0,5

2,4

2,9

4.1

4,9

Саудовская Аравия

97

3,2

20,8

26,2

36,6

43,7

Сирия

88

3,5

16,5

22,5

30.6

36,9

Итого

 

20,5

101,1

132.6

194,4

245,8

 

Продолжение следует

Социальные комментарии Cackle