Никях – важнейший шаг в жизни каждого человека, решившего создать семью. Многие торопятся сочетаться браком, ведь это является великой сунной Пророка (с.а.с.) и защитой человека от великого греха – прелюбодеяния. Однако не все знают, что бракосочетание в исламе налагает на людей определенные обязанности и дает им определённые права.
Каждый человек должен изучить эти права и обязанности перед таким серьезным шагом. Это предотвратит множество ссор и неурядиц в жизни молодоженов, а также поможет им в первые годы «притирки» избежать развода.
Когда говорят о правах и обязанностях, то обычно упоминают обязанности мужа и права жены. Однако сегодня мы поговорим о правах мужа, которые должна соблюдать супруга.
Первое, что нужно сказать, – права мужчины стоят выше прав женщины, ведь Всевышний Аллах говорит:
«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый» (аль-Бакара, 228).
Аль-Джассас, комментируя данный аят, сказал: «В этом аяте Аллах сообщил, что у каждого из супругов есть свои права, однако права мужа выше по степени».
Примечательно, что у мужа в отношении своей жены нет имущественных прав. То есть жена, не обязана ни работать, ни как-либо обеспечивать свою семью – все это является обязанностью мужа.
Всевышний Аллах сказал:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (ан-Ниса, 34).
Господь сообщил, что мужчины несут ответственность за женщин. Они обязаны обеспечивать их пропитанием, жильем, одеждой и всем необходимым. Обязанностью же женщин является покорность. В этом аяте Всевышний подчеркнул, что свои обязанности в вопросе послушания выполняют праведные женщины. Отсюда, непокорность – это проявление нечестия и отсутствия страха перед божьим гневом.
Для удовлетворения потребностей в исламе есть лишь одно средство – брак. Когда у мужчины появляется желание, то мудрая женщина должна понимать, что для сохранения мужа от греха и для обеспечения спокойствия в семье ей следует согласиться на исполнение супружеского долга.
Однако при менструальном цикле, болезни или в период послеродового кровотечения лучше воздержаться от физической близости.
Муж имеет право запретить жене впускать в дом определенных людей. Пророк (с.а.с.) изрек: «Не разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа, если не будет на то его позволения, и не разрешается ей пускать в его дом (кого бы то ни было), если не будет на то его позволения» (аль-Бухари, Муслим).
Во время прощального паломничества Пророк (с.а.с.) выступил со своей знаменитой проповедью перед тысячами сподвижников. В этом наставлении он упомянул о правах мужчин, сказав: «Относитесь к женщинам хорошо, ведь они – на вашем попечении, и нет у вас прав на иное в отношении них. И поистине у вас есть право на ваших женщин, и поистине у ваших женщин есть право на вас. Ваше право на них в том, чтобы они не впускали в дом того, кто вам не нравится, а их право на вас в том, чтобы вы заботились об их еде и одежде».
Мужчина имеет право наставлять и воспитывать свою жену, особенно если та ослушается его в каких-либо вопросах. Всевышний Аллах сказал:
«А тем женщинам, непокорности которых вы опасаетесь, делайте наставления, [если же наставления не принесут пользы, то] разделите с ними постель [отказывая им в близости или спите на другой кровати], [а если и это не поможет, то слегка] стукните их. А если они послушны, то не ищите путей причинения им вреда. Поистине, Аллах – Возвышенный, Великий» (ан-Ниса, 34).
Ученые ханафитского мазхаба упоминают четыре ситуации, при которых мужу следует наставлять свою жену так, как об этом сказал Всевышний: если она перестала украшаться для него; если она не соглашается исполнять свой супружеский долг; если она оставила молитву; если она покидает дом без дозволения мужа или вопреки его воле.
Этот вопрос является спорным среди ученых. Некоторые из них считают, что женщина не обязана подчиняться мужу в бытовых вопросах: не должна стирать, убираться, гладить, готовить и так далее.
Другие утверждают, что забота о домашнем очаге является ее прямой обязанностью. Аргументом они приводят многочисленные сообщения о жизни сподвижников и сподвижниц, которые свою жизнь строили строго по канонам Корана и сунны. Одним из доводов является хадис, в котором рассказывается о том, как Фатима (р.а.) однажды пришла домой к Пророку (с.а.с.), но не застала его дома. Свою просьбу она передала ему через Аишу (р.а.). Дело было в том, что Фатиме тяжело было вести хозяйство, поэтому она попросила у своего отца слугу.
Вечером Аиша передала Пророку (с.а.с.) просьбу его дочери. Он пришел к Али и Фатиме, когда они уже лежали в постели. Подсев к ним, он сказал: «Рассказать ли мне вам о том, что будет намного лучше для вас, чем слуга? Когда будете ложиться спать, произносите 33 раза «Субханаллах», 33 раза «Альхамдулиллях» и 34 раза «Аллаху Акбар». Это будет облегчением для вас».
Islam-Today