«Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной её составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» (хадис от Анаса).
Одним из важных аспектов человеческой жизни является создание семьи, ячейки общества. Об этом говорится и в Благородном Коране: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура «Римляне», 21 аят). Однако чтение имамом никаха далеко не такое простое дело, как это может показаться на первый взгляд. О том, какова может быть величина махра, как подготовиться к никаху и что делать, если в семье наметился разлад, говорили в стенах Духовного управления мусульман Республики Татарстан в рамках круглого стола «Как сохранить семейные ценности? Взгляд из муфтията». Встреча сотрудников ДУМ РТ и журналистов прошла в преддверии ночи Рагаиб, которая знаменательна тем, что в первую пятницу месяца Раджаб состоялось бракосочетание многоуважаемых Абдуллаха и Амины – родителей Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Напомним, что не так давно ДУМ РТ утвердил Положение «О применении имамами норм исламского права при заключении брака», которое является обязательным для применения всеми религиозными деятелями ЦРО – ДУМ РТ. В положении поднимаются такие вопросы, как соответствие обряда никаха ханафитской правовой школе и государственной регистрации в ЗАГСе, определение размера махра, дееспособность супругов, регистрация никаха в метрической книге ДУМ РТ и другое.
Как показала сегодняшняя встреча, в умме вопрос создания и дальнейшего сохранения семей стоит не менее остро, чем среди светского общества.
- Мы детей готовим к ЕГЭ, но не к взрослой семейной жизни! – посетовал главный казый РТ Джалиль хазрат, при этом чётко обозначив главную причину возникновения неурядиц и недопониманий в семье. – Заключение брачного договора, повышение сумм махра, согласие родителей и присутствие свидетелей при заключении никаха являются самыми важными условиями при создании мусульманской семьи. Надо помнить, что махр должен определить отец невесты в зависимости от уровня её образования и воспитания, а не она сама, как мы можем наблюдать в сегодняшней практике.
Стоит отметить, что на сегодняшний день минимальный размер махра равняется 5 000 рублей, однако это не значит, что большую сумму категорически нельзя платить. Ведь именно махр становится гарантией женщине материального достатка в браке и помогает уменьшить риск расторжения семейного союза. С Джалиль хазратом согласился и Рустам хазрат Нургалиев, секретарь Совета улемов РТ.
- Давайте обратимся к истории и посмотрим, какой махр выплачивали раньше. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) за свою дочь установил махр в размере 500 дирхам. Ту же сумму получила и дочь Шигабутдина Марджани. Даже в той Сирии, которую мы видим с вами сегодня, средний размер махра составляет 20-30 тысяч долларов. Если перевести в современную российскую валюту, то это 1,8-2 млн рублей. К сожалению, сейчас же мы наблюдаем картину, когда мужчина больше переживает о своей машине, а не о жене. Это результат снижения, а то и вовсе отказа от махра со стороны девушки. Другое дело, что мы должны воспитывать наших дочерей так, чтобы они были достойны этой цены, а молодые люди были в состоянии этот махр выплатить.
Все эти вопросы оговорены в документе «Об использовании имамами норм исламского права при заключении никахов», который на данный момент находится на стадии перевода на татарский язык и активного внедрения. Также в процессе разработки сейчас положение «О применении казыями норм исламского права при рассмотрении дел о расторжении брака», которое предназначено строго для казыев. Примечательно, что эти документы не имеют аналогов в России.
- Оба положения никак не противоречат шариату, но учитывают при этом региональные особенности, наши национальные традиции. Таким образом, этот документ является адаптацией средневековых норм под реалии современной жизни. Также мы канонически подтвердили, что в ханафитском мазхабе для брака обязательно разрешение опекуна девушки.
Не остался в стороне и Союз мусульманок России и отдел по работе с женщинами ДУМ РТ, организовавший Кризисный центр, где можно получить не только советы и рекомендации по возникшим вопросам, связанные с семейной жизнью и разводом, но и психологическую помощь.
По словам казыя города Казани Абдуллы хазрата Адыгамова, зачастую к нему обращаются в двух случаях: когда муж не содержит семью и когда проявляются насильственные действия. В обоих случаях он старается связаться с мужем, объяснить ему его права и обязанности, помирить супругов.
- Часто обращаются, когда муж вовсе уехал, и от него никаких вестей.
Немалую работу ведут и имамы мечети, не только читающие никах, но и старающиеся сопровождать семью на протяжении всей её жизни. К примеру, в мечети «Гаиля» работает Центр создания и сохранения семьи «Адам и Хава», который возглавляет имам-хатыйб мечети Рустам хазрат Хайруллин.
По словам психолога Гульназ Галявиевой, появление кризиса – это нормально, так как все семьи проходят через это. Брак – это обоюдный договор, где очень важно уметь брать ответственность на себя.
- Наличие разногласий – это особенность, а не проблема. Нужно искать новые смыслы в отношениях, преодолевать трудности, развиваясь.
Ильмира Гафиятуллина, Казань