Сходить за продуктами, приготовить ужин, прибраться в доме, сделать с ребенком уроки и еще многое другое. Наверное, многих женщин, которые возвращаются с работы домой, посещают именно эти мысли.
Работающая женщина сегодня никого не удивит. Для людей советской закалки странной кажется домохозяйка. Мол, как можно сидеть дома и ничем не заниматься?! Хотя так говорить уже несправедливо. Сидеть дома женщина точно не будет. По хозяйству столько дел, особенно если в доме есть маленькие дети, что полноценный рабочий день более 8 часов и без выходных обеспечен. Поэтому получается, что по приходу домой с работы у нее начинается уже вторая смена. И так день за днем до самой пенсии… Увы, но у женщины порой совсем не остается времени на себя.
Всезнающий Аллах дал возможность женщине самой решить: стоит ей работать или нет. Каждый раз, отвечая на этот вопрос положительно, представительницы прекрасного пола должны задуматься: а сможет ли она выполнить первоочередные задачи, не отдавая себя все цело работе? С точки зрения Шариата таковыми являются обязанности женщины как жены и матери. Не секрет, что целый день на рабочем месте отнимает много сил и энергии, поэтому, придя домой, женщина хочет попросту расслабиться. Но нужно повозиться на кухне, содержать в чистоте дом, ухаживать за детьми и при этом выглядеть бодрой и красивой перед мужем. Способна ли на это женщина? Зная и учитывая все эти обязанности, возложенные на хрупкие плечи женщин, Аллах не требует с нее материальное обеспечение семьи, эта функция целиком и полностью лежит на мужчине.
Как бы не старался Запад очернить исламские ценности заявлением о том, что законы Шариата притесняют женщин, все же мусульманка имеет больше защищенности, чем другие женщины. Впервые экономическую независимость женщина получила именно в Исламе. Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть полагающего ей наследства, подарок или результат ее деловых качеств, принадлежит ей независимо от мужа. Замужняя женщина, которая обладает имуществом, может вкладывать его в общее хозяйство супругов, но она вовсе не обязана поступать так.
Порой работать женщин вынуждает скудный семейный бюджет, а порой желание развиваться в профессиональном плане, быть полезной окружающим. Однажды Пророк Мухаммад (мир ему) распорядился, чтобы женщины оказывали благотворительность также и из собственных средств. После этого к нему пришли две женщины, обе по имени Зейнаб, и сказали, что их мужья являются людьми, стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты. Их интересовало: будет ли для них считаться духовной заслугой, если они окажут помощь мужьям из собственных средств? Пророк (мир ему) уверил их, что за расходы на помощь мужьям полагается двойная награда, так как это будет считаться и благотворительностью, и проявлением милосердия по отношению к близким.
Когда по тем или иным причинам женщина все же собирается работать, то следует учесть ряд критериев, которым должна соответствовать эта работа. Во-первых – халяль-деятельность компании. Например, в магазине, где продается спиртное, мусульманка работать не может, так как это будут деньги не халяль. Во-вторых, возможность соблюдать предписания Аллаха: носить платок, совершать намаз и пост. В-третьих, чтобы мужчины и женщины работали в разных кабинетах. Хотя последнее встречается довольно редко, все же такие коллективы есть.
Вопрос - работать женщине или нет - решается в каждой мусульманской семье индивидуально. В некоторых семьях муж категорически против того, чтобы жена работала, для него кажется гораздо более приемлемым, если она занимается домом, семьей, а он полностью в ответе за экономическое благополучие семьи. В некоторых же семьях мужчине хочется видеть рядом с собой не только хорошую хозяйку, но и успешную женщину. Как бы ни было, главное - чтобы работа была в радость и посредством нее женщина могла быть полезна своей семье и обществу.
Гульшахида Хакимова